2017-05-18T05:33:39+03:00

«Место силы» в Приморском музее

В главном корпусе открылась выставка деревянной скульптуры из коллекции Пермской государственной художественной галереи
Варвара ПОГОДИНА
Деревянная скульптура - элемент религиозного культа многочисленных коренных народов Дальнего Востока. Фото: Олег БЕЛОВДеревянная скульптура - элемент религиозного культа многочисленных коренных народов Дальнего Востока. Фото: Олег БЕЛОВ
Изменить размер текста:

Приморский краевой музей продолжает участвовать в масштабном проекте «Коллекционируя Россию», который входит в российскую программу «Музейный десант». В прошлом году вниманию жителей Приморья была представлена коллекция предметов русской национальной одежды, быта и декоративно-прикладного искусства XVII - XIX веков, собранная Муромским историко-художественным музеем. В планах Приморского музея имени Арсеньева ежегодные гастроли музеев из западной части России. Проект рассчитан на пять лет.

А на днях в главном корпусе музея имени Арсеньева (Светланская, 20) открылась выставка религиозной деревянной скульптуры из коллекции Пермской государственной художественной галереи. Во Владивостоке она будет работать до середины августа 2017 года.

Освоение русскими дальневосточных земель началось в историческом масштабе не так давно, поэтому многие художественные традиции и промыслы были привнесены на территорию извне, а некоторые (в частности, резная скульптура из дерева) так и не прижились. Традиция резной деревянной скульптуры на Дальнем Востоке сохранилась в основном как элемент религиозного культа малочисленных коренных народов, реликт в современном культурном пространстве региона.

Совсем другая история у деревянных скульптур в Пермском крае. На выставке представлены 35 экспонатов и сопровождающие фото- и видеоматериалы, позволяющие познакомиться не только с феноменом религиозной деревянной скульптуры, но и с регионом – Пермским краем, где она возникла.

- Мы надеемся, что межмузейное сотрудничество поможет укреплению социальной идентичности и чувства гордости за страну. Уже стала хорошей традицией организация в регионах выставок столичных музеев: Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, что делает уникальные коллекции доступными для более широкой аудитории. Но музейная карта России гораздо многообразнее: региональные музеи через свои коллекции зачастую даже в большей степени отражают особенности развития территорий. Поэтому важно взаимодействовать с отдаленными регионами, позволяя людям знакомиться с историей большой страны, не совершая дальних путешествий, - считает генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева.

Филигранное мастерство резчиков – характерный стиль пермских художников по дереву. Фото: Олег БЕЛОВ.

Филигранное мастерство резчиков – характерный стиль пермских художников по дереву. Фото: Олег БЕЛОВ.

Проект предполагает различные способы консолидации регионального музейного сообщества: организацию диалога и обмена опытом на профессиональной площадке, поиск и отработку новых технологий проектирования и реализации совместных проектов – выставочных, образовательных, исследовательских, издательских. В день открытия выставки, 16 мая, состоялся круглый стол «Выставочная политика региональных музеев: основы, содержание и проблемы».

- Коллекция деревянной религиозной скульптуры из Пермской художественной галереи – это уникальная страница русского культурного наследия, повествующая о смешении языческих и христианских традиций у северных народов. На Дальнем Востоке, где музеи появились намного позже, чем в европейской части страны, просто нет подобных экспозиций. Оказавшись в Москве или Санкт-Петербурге, наши земляки, конечно, идут в Третьяковскую галерею и Эрмитаж, но вот в Перми или Муроме, например, мало кто бывал или побывает в перспективе, - прокомментировал директор Приморского краевого музея Виктор Шалай.

Справка «КП»

Пермская деревянная скульптура («Пермские боги») — храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII - XIX веках. Она уникальна тем, что, являясь, по сути, искусством восточно-христианским, сохранила отчетливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западноевропейского барокко.

 
Читайте также