Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+5°
Boom metrics
Общество1 июня 2017 7:46

Волшебная сила воробьиных перышек

Теперь и во Владивостоке есть спектакль, посвященный великой Пиаф
Любовь БЕРЧАНСКАЯ
В роли Эдит Пиаф - актриса Наталья Овчинникова. ФОТО: Вероника СТАХЕЕВА

В роли Эдит Пиаф - актриса Наталья Овчинникова. ФОТО: Вероника СТАХЕЕВА

Эдит Пиаф – воробышек Парижа, хрупкая женщина, чей голос покорил весь мир, личность одновременно трагическая, овеянная романтической аурой и загадочностью. Ей посвящают песни, о ней снимают фильмы, пишут книги…

Теперь и во Владивостоке есть спектакль, посвященный великой Пиаф. Премьерой постановки «Эдит и ее демоны» Приморский академический театр имени Горького завершил сезон ярко, уверенно, в хорошем смысле слова – с апломбом!

Осуществил постановку один из самых любимых приморцами приглашенных режиссеров Вадим Данцигер. Все предыдущие его работы на сцене театра Горького – «Один день из жизни Мордасова», «Женитьба», «Заповедные дали» - собирали и аншлаги, и великолепные отзывы, в том числе и специалистов.

На этот раз Вадим Иосифович выступил не только в роли режиссера. Он стал соавтором драматурга Елены Исаевой (она лауреат таких престижных премий, как «Венец», «Триумф»), которая по просьбе Данцигера и написала специально для нашего театра пьесу о Пиаф.

По словам Вадима Данцигера, он прочел немало пьес об Эдит Пиаф, написанных примерно 40 лет назад, и все они показались ему не то чтобы несовременными, а скорее не совсем подходящими для большой сцены, созданными в жанре литературного театра. Ему же хотелось настоящей драматургии, страстей, широких возможностей для актеров… Также режиссер понимал, что не стоит ломиться в открытые двери и объяснять миру, какая великая певица Эдит Пиаф. Это признают даже те, кто не очень любит ее песни. Поэтому в центре спектакля «Эдит и ее демоны» - актриса, певица и женщина. И для страстей, эмоций места действительно хватает!

Со всеми поставленными задачами Вадим Данцигер справился отлично. Ему действительно удалось рассказать зрителю историю Эдит Пиаф, коснувшись самых, возможно, горячих точек в ее биографии. Взяв за основу сюжета один день из последнего года жизни Пиаф и ее отношения с Тео Сарапо, режиссер при помощи оригинального сюжетного хода сумел показать зрителю весь творческий путь Пиаф и ее сложную, порой весьма бурную личную жизнь, раскрыть ее душу… Осуществлять флэшбеки в ее прошлое помогло введение в пьесу призраков - персонажей из прошлого Пиаф, мужчин, сыгравших значительную роль в ее жизни и трагически погибших. «Демоны» - те самые призраки, по мысли режиссера и драматурга, сопровождали Эдит всю ее жизнь и комментировали ее.

При подготовке к спектаклю режиссер вместе с актерами читали биографию Пиаф смотрели сохранившиеся съемки великой певицы, при этом Вадим Данцигер не требовал от них играть «предчувствие конца», и в итоге у зрителя возникает чувство, что перед ним на сцене словно действительно возникла Эдит Пиаф и что только такое прочтение ее биографии правдиво и верно. Ни грамма пошлости, ни намека на «выдавливание слез» из зрителя – и все же каждый в зале временами ощущал, как по телу бегут мурашки. Особенно – когда звучали песни…

Актриса Наталья Овчинникова исполняет песни Эдит Пиаф вживую. От актрисы, которая не знает французского, это потребовало титанических усилий (к счастью, Наталья – одна из самых поющих актрис театра имени Горького), но результат восхищает. Мало того – в одном из интервью Наталья сказала: «В процессе работы Эдит меня «съела». Серьезно». И это видно. Узнать актрису на сцене просто невозможно – кто эта худышка с такой необычной пластикой (кстати, особых усилий потребовало от Натальи и это – сыграть измученную артритами, скрученную мышечными болями женщину), неужели такая видная Наташа? Чудо перевоплощения налицо. В спектакле Наталья играет Пиаф и на пороге смерти, и молодую, еще только начинающую свой путь певицу, и звезду в расцвете славы, и в каждом жесте, в каждом слове ни намека на экзальтацию или фальшь. Даже в самых пафосных и эмоционально тяжелых сценах Наталья органична, естественна, а главное – она вся в своей героине: от смеха до жеста…

Следует заметить, что такую яркую жемчужину обрамляет достойная оправа. Константин Суворин в роли Тео Сарапо (в спектакле Вадим Данцигер не ставит вопроса, любил ли Тео Эдит, ответ здесь ясен: да, и никаких вариантов) убедителен и точен. Зритель верит: этот юноша полюбил не звезду, которая может вытащить на новый этап его карьеру, он полюбил Женщину – за свет глаз, за невероятную силу жизнелюбия, за голос… Молодой артист уже не первый раз доказывает, что его ждет в театре большое будущее.

Впрочем все актеры хороши по-своему: от традиционно немного комичных Евгения Вейгеля (отец Эдит) и Михаила Марченко (Дугги) до романтичного Леонида Смагина (Марсель Сердан) и трагичного Этьена (Борис Белебезьев), заботливого Луи Лепле (Денис Неделько). Все «демоны» Пиаф (кстати, следует отметить отличную режиссерскую находку: Вадим Данцигер привнес в облик и поведение каждого из «призраков» нотку уличной клоунады – и здесь надо сказать браво художнику по костюмам Андрею Климову, - поскольку отец Эдит Пиаф был уличным акробатом) оттеняют ее и одновременно раскрывают ее характер. И конечно, они не демоны – они скорее ангелы-хранители, поскольку и по ту сторону жизни все так же нежно любят и по возможности оберегают своего «воробышка».

Вообще, достаточно сложную во всех смыслах идею показа потустороннего мира на сцене Вадим Данцигер решил оригинально – с помощью зеркальных стекол и довольно аскетичной в целом сценографии. Никаких обильных аксессуаров, богатых декораций, интерактивных экранов эта история не требует, их и нет. А вот черно-красная гамма сцены, зеркальные стекла, в которых и обстановка гримерки Пиаф отражается, и в то же время видны стоящие «по ту сторону» призраки, - это и оригинально, и функционально, и на все сто работает на спектакль.

Режиссер привнес в облик каждого героя частицу уличной клоунады. ФОТО: Вероника СТАХЕЕВА

Режиссер привнес в облик каждого героя частицу уличной клоунады. ФОТО: Вероника СТАХЕЕВА

Проходных ролей в постановке нет: Марина Волкова, Сергей Миллер, Ярослав Янковский, Дмитрий Самотолкин, Сергей Коврижиных вносят ту ноту, которая необходима для создания полной гармонии. Хочется отметить и работу Яны Мялк, которая в образе вот уж действительно настоящего демона – матери Эдит, бросившей ее во младенчестве, морфинистки, умершей фактически в канаве, одновременно и страшна, и жалка до пронзительности…

Рассказывая о музыкальном оформлении спектакля, Вадим Данцигер подчеркивал, что специально не стал использовать всем известные, «топовые» песни Пиаф (таковых он взял только две – «Мой бог» и «Гимн любви»), обратившись к менее раскрученным композициям, например «Кармен», «История мотоциклиста». Это очень точное решение – одновременно оно напоминает о том, что наследие великой Пиаф огромно и в то же время дает зрителю возможность, придя домой, поискать в интернете ее записи, чтобы послушать те мелодии, которые звучат в спектакле.

И нет сомнения в том, что зритель по окончании спектакля поступит именно так – придет домой и скачает песни Пиаф. Потому что эта постановка, эта история еще долго его не отпустит. Яркий, точный, гармоничный аккорд взял театр имени Горького под занавес сезона! В том, что «Эдит и ее демоны» станет одним из «топовых» спектаклей, сомнений нет. И вполне заслуженно.

КСТАТИ

Тео Сарапо – настоящее имя Теофанис Ламбукас, второй и последний муж Эдит Пиаф. Он был младше супруги на 20 лет. Многие и сегодня спорят о том, был ли союз Пиаф и Сарапо мезальянсом стареющей дивы и альфонса или браком по истинной любви, не знающей понятия «возраст».

ПОДРОБНОСТИ

В биографии Эдит Пиаф действительно есть такое мистическое совпадение: ее первый продюсер и учитель Луи Лепле, ее возлюбленные Марсель Сердан, Дуглас Девис погибли в разное время, но при трагических обстоятельствах (ограбление, авиакатастрофы).

«Эдит и ее демоны» можно посмотреть 1 июня в 18.30. C сентября спектакль будет в репертуаре театра ежемесячно.

ОБ АВТОРЕ

Любовь БЕРЧАНСКАЯ.

Любовь БЕРЧАНСКАЯ.

Любовь Берчанская – филолог, журналист, более 13 лет освещающий культурные события во Владивостоке и Приморье. Работает с 1998 года в газете «Владивосток», ее материалы печатались также в «Музыкальном журнале» (Санкт-Петербург), журнале «Окно в Азию», «Российской газете» и других изданиях.