Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+3°
Boom metrics
Общество29 сентября 2017 0:25

Дирижер Мариинки Антон ТОРБЕЕВ: Что меня покорило в Приморье? Сопки, тайга, океан!

Приморский маэстро о своей музе, владивостокской публике и высоком искусстве
Фото: Екатерина АНДРЕЕВА

Фото: Екатерина АНДРЕЕВА

Антон Торбеев – молодой, но очень талантливый дирижер. «Комсомолка» побеседовала с маэстро о том, почему он променял Северную столицу на Владивосток, как он нашел в Приморье свою любовь и что для него значит дарить жителям края возможность наслаждаться великой музыкой.

- Расскажите немного о себе.

- Я родился в Йошкар-Оле, но практически всю свою сознательную жизнь провел в нашей Северной столице. В Санкт-Петербурге я учился в специальной музыкальной школе для одаренных детей. Какое-то время жил в Европе, стажировался в Австрии. Последние четыре года я во Владивостоке.

- Как вам живется в приморской столице?

- Я переехал во Владивосток в 2013 году и могу сказать, что город у моря - это прекрасно. Мне он напоминает Петербург, который находится на берегу Финского залива. Первое, что меня покорило в Приморье, - это сопки, тайга, океан! Для меня природа - самое важное. Еще российский Дальний Восток сильно отличается от центральной части страны менталитетом населения. Люди здесь очень энергичные, хваткие и сильные.

- Вы скучаете по Санкт-Петербургу?

- Конечно, иногда бывает, но и во Владивостоке я не один. У нас отличный коллектив, а с некоторыми музыкантами я учился вместе в Петербурге.

- Почему вы для себя выбрали профессию дирижера?

- Понимание того, что я хочу быть дирижером, пришло само собой. Помню, когда во время первых уроков соприкоснулся с симфониями Бетховена и Брамса, то для меня открылась целая вселенная, новый удивительный мир. Масштаб, который охватывает симфоническая музыка, полностью меня покорил, и я больше ничем другим не мог заниматься.

- Как проходит ваш рабочий день?

- Очень насыщенно: мы постоянно проводим репетиции и прогоны. Наш график нельзя назвать нормированным. Спектакли начинаются, как правило, в 19.00, а заканчиваются около 23.00. И только один выходной в неделю. А во время фестивалей объем работы возрастает.

Фото: primorsky.ru

Фото: primorsky.ru

- Под вашим началом работает не только оркестр, но и вокалисты, хор. Не тяжело ли управляться с таким количеством людей?

- Для меня общение с великой музыкой — это радость. От своей работы я получаю исключительно удовольствие. Как дирижер я отвечаю за музыкальную часть спектакля и взаимодействую с оркестром, хором и солистами. Мы счастливы от того, что даем людям возможность слышать выдающиеся музыкальные произведения, и трудностей не замечаем.

- Вы проживали какое-то время в Европе. На ваш взгляд, насколько сильны различия в восприятии классической музыки обществом в России и на Западе?

- Классическая музыка особенно популярна в Австрии и Германии. В этих странах даже в самых маленьких городках имеются музыкальные театры и оркестры. Кроме того, там множество любительских коллективов - оркестровых и хоровых. Некоторые люди настолько тонко понимают исполнительское искусство, что приходят на концерты с партитурой. Кстати, Владивосток меня в этом плане сильно удивил. Ведь тут тоже есть слушатели, которые очень хорошо разбираются, например, в опере.

- Встречаются ли ярые поклонники классической музыки среди молодежи?

- Конечно! Не могу сказать, что их много, но я лично знаком с такими молодыми людьми. Причем они пришли к этому сами, никто их не заставлял любить классическую музыку. При этом они разбираются в ней не хуже профессионалов, а порой и лучше.

- Надо ли популяризировать классическую музыку в обществе?

- Считаю, что популяризация классической музыки - это очень важно. И мы видим, что эта задача сейчас поставлена на государственный уровень. Открытие филиала Мариинского театра во Владивостоке - один из шагов в этом направлении. Ведь если общество больше приобщать к классической музыке, то многие социальные проблемы просто перестанут существовать и решатся сами собой. Благодаря высокому искусству восприятие мира становится другим, человек преображается, а пользу занятий музыкой для детей, дающих истинное многомерное развитие, и вовсе трудно переоценить.

- У Приморья имеется потенциал развития как культурного центра?

- Да, и он просто огромный. Мариинский театр — мировой бренд, имеющий колоссальную 200-летнюю историю. Это большое счастье, что за 9000 километров имеется филиал театра, в котором проходят спектакли с теми же декорациями, костюмами и постановкой, что и в Петербурге.

- Вам нравится владивостокская публика?

- Владивостокская публика очень открытая и искренняя. Этих слушателей не обмануть, они сразу слышат фальшь. Если сравнить с ситуацией в Москве или Санкт-Петербурге, где миллионный поток туристов, то у нашего театра публика постоянная. Поэтому мы не позволяем себе расслабиться, а стремимся постоянно поддерживать высокий исполнительский уровень. Коллектив нашего театра действительно очень старается и любит свое дело.

- Не возникало ли у вас когда-нибудь желание уйти от классической музыки и поэкспериментировать с другими жанрами и звучаниями?

- В классической музыке на самом деле очень много жанров и направлений. Например, танго или вальсы сейчас тоже считаются классикой, хотя в прошлом это была развлекательная музыка, которая шла с низов. Таким образом, любой музыкант переходит к разным жанрам, даже исполняя исключительно классическую музыку. Однако пробовать себя, к примеру, в роке смысла не вижу.

- Какую музыку вы предпочитаете?

- Больше всего я люблю русскую классику: Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича. Понимание ее у наших музыкантов, что называется, в крови. Мне очень нравится немецкая классика, чуть меньше — французская.

Вообще, я действительно люблю музыку, что свойственно не всем музыкантам из-за того, что некоторых в детстве родители заставляли много заниматься, а принуждать к чему-то — это неправильно. Но вне работы я обычно не слушаю музыку, а стараюсь выбраться на природу и насладиться окружающей красотой леса, моря. Слушать природу для меня как призыв души — просто хочется это делать, и все. Такой отдых по-настоящему меня вдохновляет.

- Должна ли у дирижера быть муза и есть ли она у вас?

- У каждого мужчины должна быть муза, а у представителя творческой профессии тем более. Со своей девушкой я познакомился во Владивостоке год назад. Она очень творческая, но вместе с тем ее работа далеко от искусства - преподает менеджмент в университете.

- О чем вы мечтаете?

- Что касается моей работы в театре — мечтаю, чтобы было еще больше хороших постановок. И так оно и будет, благодаря Мариинскому театру это просто неизбежно.