Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+11°
Boom metrics
Общество24 октября 2017 0:15

«Особые» дети учатся познавать мир и общаться с другими людьми

В Приморье развивается система ранней помощи семьям, в которых растут дети с особенностями развития
Занятия обязательно проходят с участием мамы или папы. Фото: Олег БЕЛОВ

Занятия обязательно проходят с участием мамы или папы. Фото: Олег БЕЛОВ

С января 2017 года на базе отделения «Семь-Я» социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Парус надежды» действует Служба ранней помощи. На какую поддержку специалистов могут рассчитывать семьи, в которых растут особенные дети, «Комсомолка» выяснила у завотделением помощи семье и детям Яны Свистуновой.

Яна Свистунова. Фото: Олег БЕЛОВ.

Яна Свистунова. Фото: Олег БЕЛОВ.

С пеленок – в социум

- Яна Николаевна, почему важно заниматься с детьми буквально с пеленок?

- Благодаря системе ранней помощи мы не упускаем время. Простой пример, в свое время приведенный нам на обучении директором Санкт-Петербурского института раннего вмешательства Ларисой Витальевной Самариной: известно, что если ребенок, у которого есть проблемы со слухом, в возрасте до года начнет носить слуховой аппарат, то в дальнейшем он не будет испытывать проблем с пониманием речи и общением. Но если озаботиться этим после трех лет, то потребуются огромные усилия, чтобы научить его говорить. Та же система применима и к детям с ослабленным зрением, церебральным параличом и другими заболеваниями. Родители часто полагают, что можно продолжать лечить ребенка в надежде, что что-то изменится. И они, как правило, отдают предпочтение медицинским мероприятиям перед развивающими. Поэтому случается, что, когда ребенок уже большой, три-четыре годика, мы можем видеть значительную задержку в его развитии, а если бы мы начинали на первом году жизни с родителями этим заниматься, создали бы условия, то ребенок развивался бы значительно лучше. Поэтому специалисты Службы работают с малышами с нуля до трех лет.

- Какие диагнозы требуют не только профессиональных усилий врачей, но и ранней социализации?

- В психолого-медико-педагогической помощи детям в возрасте от рождения до трех лет нуждаются малыши с такими нарушениями в развитии, как врожденные пороки развития, генетические нарушения, психоэмоциальные и психоневрологические нарушения. Задача Службы ранней помощи - не только социализация детей и их семей, но и профилактика отказов родителей от детей с пороками развития. В нашу Службу ранней помощи может обратиться любая семья из Владивостока, Приморского края с ребенком до трех лет, имеющим особенности в развитии, в том числе с риском развития нарушений. Наличие или отсутствие инвалидности роли не играет.

Доброжелательный прием

- Яна Николаевна, сложно представить, как родители могут понять, что особенности поведения младенца – это повод для обращения к специалистам…

- Любящие родители как раз это хорошо понимают. Недавно в отделение «Семь-Я» обратилась мама, у которой вызвали тревогу чересчур сильные эмоции ребенка при попадании в незнакомую обстановку. Специалисты выясняют, в каких обстоятельствах ребенок кричит, как стараются родители решить проблему самостоятельно, что хотят изменить в текущий момент, на какую помощь рассчитывают. Иногда трудно провести границу между капризами и тревожным сигналом. И в некоторых случаях хороших результатов помогает добиться психологическое сопровождение семьи. В любом случае неважных волнений в развитии детей не бывает. И кабинет раннего вмешательства готов принять и диагностировать малышей с самых первых месяцев жизни.

- Наверное, не каждой семье легко принять тот факт, что их ребенок не такой как все. Не является ли для них обращение в Службу дополнительным стрессом?

- Мы все делаем для того, чтобы этого не было. Во-первых, решение об обращении в Службу ранней помощи и желание включить ребенка и семью в программу обслуживания исходят от родителей или замещающих их людей. Во-вторых, строго соблюдается принцип конфиденциальности: информация о ребенке и семье, доступная сотрудникам Службы ранней помощи, не подлежит разглашению без согласия семьи, кроме случаев, определенных законодательством РФ. И главное - сотрудники уважительно относятся к ребенку и родителям или замещающим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями. Уважая личность родителей, сотрудники Службы принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.

- С чего начинается работа с ребенком и его родителями?

- Семье назначается первичный прием, который проводят два специалиста, один из них обычно врач. Задача первичного приема – определить примерные направления программы помощи семье, помощь каких специалистов необходима.

Специалисты выявляют, в каких сферах у ребенка есть трудности и с чем они связаны. Дальнейшая программа помощи выстроена так, что она помогает ребенку уменьшить эти трудности и развить способности. По итогам первичного приема семья получает заключение, согласно которому ребенка либо зачисляют в программу Службы, либо даются общие рекомендации, и родители самостоятельно их используют.

Единая команда

- Кто работает в Службе ранней помощи?

- В Службе ранней помощи все специалисты работают единой командой. Мы осуществляем междисциплинарный подход. Кроме того, особенность в том, что специалисты работают главным образом с родителями, так как только они каждый день находятся с ребенком дома и могут активно применять все то, чему научат их в ходе консультаций в Службе. Родители — активные члены команды специалистов. На всех занятиях присутствие родителя (или законного представителя) обязательно. В междисциплинарную команду Службы входят специальный педагог, специалист по коммуникации, два психолога, социальный педагог, педиатр.

- Сотрудничает ли Служба ранней помощи с ведомствами, не относящимися к системе социальной защиты населения?

- Межведомственное взаимодействие – это принципиально. Например, здравоохранение должно играть ведущую роль в выявлении детей, у которых есть нарушения развития. С семьями могут работать различные ведомства. С системой образования необходимо сотрудничество при передаче детей в образовательные учреждения из ранней помощи. Система ранней помощи успешна только на основе делового сотрудничества учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. Это сотрудничество дает возможность реализовать следующие задачи: своевременное выявление детей, нуждающихся в ранней помощи, непрерывное междисциплинарное патронирование ребенка и семьи, обеспечение возможности для интеграции ребенка, имеющего проблемы здоровья и развития, в соответствующие его потребностям и возможностям образовательные программы.

- К каким результатам стремятся специалисты Службы?

- Подчеркну: мы не занимаемся излечением детей, мы помогаем развить их способности, учитывая особенности здоровья. С помощью наших специалистов дети учатся познавать окружающий мир, управлять своим поведением, общаться с окружающими людьми и другим необходимым вещам. По результатам занятий регулярно проводится мониторинг достижений. При необходимости в программу вносятся коррективы, могут быть подключены другие специалисты. Наша задача - максимально нормализовать жизнь семьи с ребенком с особенностями в развитии, помочь родителям почувствовать себя увереннее в общении и воспитании ребенка. А после окончания программы индивидуального сопровождения в Службе ранней помощи обеспечить переход ребенка и семьи в другие структуры.

А в это время

Более пяти тысяч детей в Приморском крае имеют инвалидность. В региональной программе «Комплекс по развитию эффективных практик активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в Приморском крае на 2016 – 2017 годы» принимают участие шесть учреждений социального обслуживания. Работа ведется в соответствии с госпрограммой «Социальная поддержка населения Приморского края» на 2013 - 2020 годы. На ее реализацию в 2017 году в краевом бюджете предусмотрено 11,9 миллиарда рублей.

Конкретно

Отделение помощи семье и детям «Семь-Я» во Владивостоке находится по адресу: ул. Сипягина, 15. Телефон: (423) 249-73-27.