В первый день Нового года на телеканале "Россия 24" прошла премьера документального фильма главного редактора газеты "Завтра" Александра Проханова.
Фото: кадр из фильма
- ...Алло, Александр Андреевич! С Новым годом вас!
- Да, Саша, и тебя - с наступившим.
- Я правильно понял, ваш фильм - и по стилистике, и по форме - это такая проповедь Проханова?
- Ты правильно понял, да. Этой работе несколько лет назад предшествовала другая такая же большая моя работа на телевидении под названием "Солдат империи"...
- Я и ту вашу работу видел.
- ...где я рассказывал о своей судьбе, которая совпадала с судьбой Советского государства. Во всех ее пиках! В войнах, трагедиях, Чернобыле... Во взрывах бомб. В крушении советской империи.
И вот новый многосерийный фильм - это продолжение... Но я не исследую, как историк, события последних 20 лет. Я исследую себя в контексте этих событий. И - то, как в моей измученной и изрезанной душе опять возникал свет. Опять пробуждалось новое государство Российское.
- Тогда скажите честно: вот эта премьера вашего нового сериала - она связана с тем, что началась предвыборная кампания? И вот государственник Проханов приурочил свой фильм к грядущим выборам Президента России...
- Нет, эта моя работа была задумана еще гораздо раньше. Это была моя мечта. Она медленно так вот сбывалась. И вот просто сейчас руководство телеканала сочло возможным этот фильм показать. Хотя, по-моему, все, что сейчас возникает в мире, в жизни, - мгновенно политизируется и мгновенно падает вот в эти корзины предвыборные. То в одну, то в другую, то в третью. Так что, я считаю, быть может, и мой сериал является таким вот предвыборным шагом.
- Но у вас все в одну корзину падает.
- Я - та курица-несушка, которая кладет яйца в корзину моего государства.
- Понял... В своем фильме вы всерьез утверждаете, что государство Российское начало возрождаться - уже в новейшей истории - благодаря марш-броску десантников Юнус-Бека Евкурова в Приштину. Вот насколько это соответствует реальности? Или это - художественный образ?
- Я повторяю специально для тебя - этот бросок десантников Евкурова в Приштину показал мне, Проханову, что государство живо. Это был импульс в сердце, казалось бы, мертвого существа, мертвого тела... И - после прямой линии остановившегося сердца на этом дисплее возник всплеск!
- Но вот когда на фоне кадров - на Лубянке сносят памятник Дзержинскому - вы вдруг говорите: в здании КГБ горят окна, и никто оттуда не вышел и не нажал на спусковой крючок. Вы понимаете, что это - чуть ли не призыв к гражданской войне?
- Конечно, это призыв к гражданской войне. А свержение насильственное советского строя, уничтожение государства - это что? Нам что - нужно было примириться с Беловежскими пущами?
- И всё же я, Александр Андреевич, предлагаю вам вырезать эти кадры - насчет спускового крючка.
- Видишь ли - в КГБ не выполнили свой долг по защитите государства. Мы прощали КГБ все его зверства и все нелепости, мы его пестовали - только потому, что он защищал государство. Но в 1991- м КГБ государство не защитил.
- Не будете вырезать вот, да - то, что я прошу вас?
- Нет!
- И, как я понял, будет еще четыре серии "Страстей по государству"?
- Да, всего будет пять серий на протяжении всей этой надели.
- И будет ли там предостережение - что нельзя издеваться над государством...
- Вся работа - об этом, Саша. О том, что высшая ценность - это государство. Когда оно исчезает - исчезает народ. Останавливается история. Об этом фильм. Это - фильм- исповедь, а не проповедь. А, может быть, отчасти и проповедь тоже...
- Спасибо за фильм. И извините за резковатые, может быть, вопросы.
- Ладно, милый. Переживу.