Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+4°
Boom metrics
Общество3 февраля 2018 9:00

SOS без бедствия: почему судно из Северной Кореи вынужденно всполошило всех около Владивостока?

Теплоход Man Gyong Bong так и не получил разрешения пришвартоваться, танкер с топливом не может подойти из-за ледовой обстановки. "Комсомолка" публикует эксклюзивные подробности и объясняет, как все было
Man Gyong Bong - не паром, как все пишут, а теплоход. Фото: novostivl.ru

Man Gyong Bong - не паром, как все пишут, а теплоход. Фото: novostivl.ru

Северокорейский теплоход Man Gyong Bong, который с 31 января не мог получить разрешение на вход в порт подал сигнал SOS утром 3 февраля. Запрет на вход в порт Владивосток был инициирован таможенными властями, которые усмотрели среди груза товары, торговля которым запрещена КНДР в связи с санкциями Совбеза ООН.

Теплоход Man Gyong Bong должен был пришвартоваться у 43-го причала в порту Владивостока еще в конце января. На это 30 января было получено разрешение от Капитана морского порта Владивосток Александра Ванюкова.

Однако, как стало известно "КП" - Владивосток", 31 января капитан порта получил письмо за подписью заместителя начальника Первомайского таможенного поста Дальневосточного таможенного управления капитана таможенной службы Николая Иванова (№ 03-04-18 от 31.01.2018). Таможенные власти, по нашим данным, предлагали найти возможность не допустить Man Gyong Bong под флагом КНДР в порт Владивосток. Капитан порта пошел на встречу таможне и запретил северокорейскому порту вход в порт.

В указанном письме сообщалось, что исходя из тех данных, которые были переданы в таможню судовым агентом, таможня установила наличие на борту продукции, экспорт которой из КНДР запрещен в соответствии с пунктом 6 Резолюции Совета безопасности ООН № 2397(2017) от 22 декабря 2017 года.

Данный пункт касается запрета для КНДР на торговлю продовольственной и сельскохозяйственной продукции отнесенной к пунктам 07, 08, 12 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Согласно данному документу, к коду 07 относятся «Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды», к коду 08 «Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь», а к коду 12 «Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды, зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж».

По заверениям заместителя генерального директора компании-перевозчика «ИнвестСтройТрест», которой принадлежит груз, Михаила Хмеля ничего из вышеперечисленного среди груза судна нет и это должно быть абсолютно ясно из документов на груз. На борту судна, как он сообщил, - корм для животных, который перевозится в шести контейнерах.

По данным "КП", таможенные власти могли руководствоваться резолюцией ООН, только если груз судна составляет солома и мякина зерновых растений в различных видах, отнесенные к 12-му коду. Однако никаких подтверждений этого нет, оперативно получить комментарии от таможенной службы не получилось.

Действительно ли перевозчик пытался ввести через порт Владивосток товары в обход санкции ООН? Или у таможенников, которых долг службы обязывает разбираться в классификации товаров, не хватило компетенции в данном вопросе? Скорее всего, ответ не удастся получить без всестороннего изучения юридических и даже политических вопросов.

Проблема была в том, что теплоход Man Gyong Bong не мог вернуться в северокорейский порт Раджин (зона Росон, находится на границе с Хасанским районом Приморья - прим. "КП") из-за нехватки топлива. Его объем на борту был ограничен, а пополнить запасы предполагалось во Владивостоке, о чем был заранее уведомлен капитан порта. 1 февраля экипажу пришлось обесточить судно и отключить отопление.

2 февраля после радиограммы капитана с сообщением о том, что топливо подходит к концу, судну наконец разрешили подойти ближе к входу в порт и встать на восточном рейде. Однако таможенное и пограничное оформление, после которых можно бы было зайти в порт и швартоваться к причалам, начато так и не было.

В результате 3 февраля, примерно в 09:35 (02:35 мск) судно отправило в эфир сигнал SOS.

По всем писанным и неписанным правилам морские власти не смогли бы игнорировать сообщение о бедствии. На борт прибыли представители таможни и пограничники, чтобы провести процедуру оформления. Она была завершено около 14:30, а судно стало ожидать танкер, чтобы принять от него топливо.

К сожалению, ледовая обстановка не позволила танкеру подойти к Man Gyong Bong, а вызванный для проводки буксир не подошел из-за неисправности. В настоящее время судно находится на восточном рейде в акватории морского порта Владивосток (за бухтой Тихая) и все еще ждет танкер с топливом.

Стоит сказать, что, запрещая судну вход в порт, капитан морского порта Владивосток был в своем праве и руководствовался пунктом 55 «Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним», согласно которым разрешение захода в порт судна, прибывшего из иностранного порта, дается после прохождения пограничного и таможенного контроля.

Впрочем, даже в случае нахождения на борту санкционных товаров, судно должны были оформить и впустить в порт. А уж если бы в ходе досмотра стало понятно, что санкции ООН действительно нарушены, то груз должен был быть арестован или изъят в пользу государства. Но для этого пришлось бы доказать его принадлежность к нужным кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Но сделать это без таможенного оформления, еще раз подчеркнем, невозможно.

В конце концов, чтобы обеспечить исполнение санкций, достаточно было бы просто запретить разгрузку судна во Владивостоке и отправить его обратно в Раджин после погрузки на борт товаров для Северной Кореи. Как минимум это позволило бы избежать мытарств моряков из команды Man Gyong Bong (а там, напомним, было 34 северокорейских члена экипажа) и скандала с отправкой сигнала бедствия прямо из акватории морского порта Владивосток.

СПРАВКА "КП"

ManGyongBong ходит под российским флагом, оно принадлежит владивостокской компании "ИнвестСтройТрест". Летом, до сентября, оно выходило в пассажирские рейсы, но у оператора возникали постоянные проблемы и конфликты с «Морвокзалом» (здесь находится единственный во Владивостоке подходящий пассажирский причал и пункт пропуска, но расценки компании «Владивостокский морской терминал» оказались для судовладельца непомерно высокими). Более того, бывало, что судно с людьми на борту даже на ночь не оставляли во Владивостоке, разрешая подойти лишь на пару часов на дозаправку.

Из-за многочисленных проблем пассажирские перевозки приостановили, теперь ManGyongBong производит только грузовые рейсы.

ManGyongBong был спущен на воду в 1971 году, а в 1992 году полностью переоборудован. Оно принадлежало Северной Корее и осуществляло пассажирские перевозки в Японию до 2006 года (тогда Северная Корея впервые провела ядерные испытания). В 2017 году его купила компания из Приморья.