Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+13°
Boom metrics
Общество7 февраля 2018 9:40

Ваш груз плохо пахнет: таможня до сих пор не пускает судно из КНДР в порт Владивосток

Теплоход Man Gyong Bong оказался заложником ситуации с трактовкой резолюции ООН в отношении Северной Кореи
фото - novostivl.ru

фото - novostivl.ru

Северокорейское судно Man Gyong Bong с 31 января не может попасть к причалу в Морском порту Владивостока. Еще в субботу был подан сигнал SOS, но с этого момента ничего не поменялось.

Теплоход, хоть и не сразу, получил топливо с танкера. 5 февраля на судне, по информации от гендиректора компании-судовладельца «ИнвестСтройТрест» Владимира Баранова, подошли к концу запасы пищи для экипажа из 30 граждан КНДР.

Капитан морского порта Владивосток Александр Ванюков запретил судну швартовку из-за позиции Дальневосточного таможенного управления относительно груза в трюмах судна. По мнению таможенников, на груз (корма для животных), который планировалось выгрузить во Владивостоке, распространяется запрещение Совбеза ООН на прямые или косвенные поставки определенных товаров из КНДР.

Вполне понятно, что мнение таможенных властей и перевозчика расходятся по данному вопросу диаметрально. «КП» разбиралась в доводах обеих сторон.

Версия перевозчика

Корм для животных, около 100 тонн которого доставил во Владивосток Man Gyong Bong, принадлежит китайской компании Hunchun Hanya AquatisProducts Co. LTD. Компания базируется в пограничном с КНДР городском уезде Хуньчунь Яньбянь-Корейского автономного округа китайской провинции Цзилинь.

Согласно документам, которые сопровождают груз, оттуда корм для животных следовал в южнокорейский Пусан транзитом через порт Раджин и Владивосток. Именно во Владивостоке должна была состояться перегрузка с Man Gyong Bong на другое судно, которое шло в Республику Корея.

По документам груз представлял собой пищевую пасту для животных. А если точнее, растворимые рыбные продукты или продукты из морских млекопитающих животных. Именно так груз был определен согласно Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (Китайский сертификат происхождения, имеется в распоряжении «Комсомолки»). По этому документу, она относится к продуктам, используемым для кормления животных, получаемым из остатков и отходов пищевой промышленности. Общая группа для этих товаров — 2309. Именно эти четыре цифры и позволяли грузу спокойно перемещаться из Северокорейского порта на судне под флагом КНДР. Ведь данная категория не подпадает под санкции Совбеза ООН, запрещающие Северной Корее внешнеторговые операции.

«Когда нашей компании в декабре предложили контракт на перевозку этой продукции, я получил образцы и предъявил их нашей таможне. Никаких возражений у нее не возникло. Только запах не понравился», — рассказывает Владимир Баранов.

Насчет запаха не поспорить, благородным его никак не назовешь. По мнению корреспондента «КП», основные, с позволения сказать, нотки в этом букете принадлежат аромату тухлой рыбы. Но в общем ничего страшного. В подтверждение этого два контейнера корма были в декабре доставлены во Владивосток и позже отправились в Пусан. Тогда таможня, пограничники и порт никак не препятствовали движению товара.

Именно поэтому перевозчик вместе с экипажем судна были очень удивлены, когда 31 января судну не разрешили зайти в порт.

Версия таможни

Как уже писала 3 февраля «КП» — Владивосток», 31 января капитан порта получил письма за подписью заместителя начальника Первомайского таможенного поста Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) капитана таможенной службы Николая Иванова. В них говорится, что «фрахтователем т/х Man Gyong Bong является ООО „РосКор“ в лице директора В. В. Баранова». И в полном соответствии с фактами поясняют капитану морского порта Владивосток Александру Ванюкову, что это нарушает указ президента о мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН в отношении КНДР. Дело в том, что российским гражданам и организациям запрещено в любом виде эксплуатировать суда под флагом Северной Кореи.

Следующим письмом таможня сообщает о наличии на борту корма для животных, который является сельскохозяйственным товаром, а значит, подпадает под действие пункта 6 Резолюции Совета безопасности ООН № 2397(2017) от 22 декабря 2017 года. Копии писем имеются в редакции.

Письма направлялись «для рассмотрения и принятия решения о возможности запрета захода вышеуказанного судна в порт Владивосток». Как показали дальнейшие события судно к причалу не допустили. О чем и уведомил судового агента письмом от 2 февраля капитан порта Ванюков. А таможня тем временем подчеркивает, что ее письма никого ни к чему не обязывали и полномочий запретить вход судна в порт и постановку к причалу у нее нет.

Журналисты «КП» — Владивосток», правда, пришли к несколько другим выводам.

Дело в том, что среди российских юридических лиц нет ООО «РосКор» с директором В. В. Барановым. Это легко установить, сверившись с Единым Государственным Реестром Юридических Лиц (ЕГРЮЛ). Зато есть совместная северокорейско-китайская совместная компания с таким названием. Юридическим адресом совместного предприятия является квартал Чхенпхён в городе Расон. Согласно регистрационным документам, выданным северокорейской стороной, компания занимается международными грузовыми и пассажирскими, в том числе и круизными, морскими перевозками и транзитной перевалкой грузов через порт Раджин.

Именно эта компания и является фрахтователем теплохода Man Gyong Bong. Владимир Баранов, в свою очередь, является законным представителем настоящей компании «РосКор» в РФ. А возглавляемое им российское ООО «ИнвестСтройТрест» является генеральным агентом «РосКор» в порту Владивостока.

Примерно так же обстоит дело и с грузом. Дело в том, что есть запрет для КНДР на торговлю продовольственной и сельскохозяйственной продукции отнесенной к группам 07, 08, 12 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. А запрета на группу 29 в которую входит груз Man Gyong Bong, нет.

По словам самого Баранова это означает, что по здравому смыслу и юридическому основанию, фрахтователю и его представителям вообще не интересна дальнейшая судьба груза после его доставки во Владивосток: «Мы не экспедиторы, у нас свой, ограниченный набор полномочий. Если таможенным органам не нравится груз, они могут его арестовать или уничтожить — поступить, как предписывает закон. Но только после того, как мы его выгрузим на причал».