2018-07-04T07:49:22+03:00

Владивосток-1985 и Владивосток-2018: найдите 10 отличий

Город между прошлым и будущим. Без метро и паромов, зато с мостами и нефтебазой [фото]
Поделиться:
Комментарии: comments1
Район площади Луговой в 80-х. Фото: Юрий МАЛЬЦЕВРайон площади Луговой в 80-х. Фото: Юрий МАЛЬЦЕВ
Изменить размер текста:

Владивосток развивается не равномерно, а импульсами, которые чередуются с периодами полусна. Импульсами могут быть войны, юбилеи, какие-то ещё события… Из недавних это саммит АТЭС-2012, сумевший «перезагрузить» постсоветский Владивосток. До саммита ближайшая подобная веха – 125-летие города в 1985 году. Он для СССР – как 1913 год для Российской империи. Прошло 33 года, Владивостоку – уже 158. Полистаем старые подшивки и попробуем провести некоторые параллели.

Газета «Рыбак Приморья», декабрь 1984 года: на углу Ленинской и 25 Октября начато сооружение подземного перехода. Главный инженер УКСа (управление капитального строительства) Владивостокского горисполкома В. И. Фокин говорит: на этом оживлённом перекрёстке «регулировать движение транспорта и пешеходов почти невозможно». Он не ведал, что будет твориться на улицах города потом…

Улица Ленинская, которой вскоре вернут историческое название - Светланская. Владивосток эпохи застоя. Фото: открытый источник

Улица Ленинская, которой вскоре вернут историческое название - Светланская. Владивосток эпохи застоя. Фото: открытый источник

Тут же – репортаж со стройки вокзала прибрежных морских сообщений у 36-го причала, который уже в наше время снесли ради строительства скандального и до сих пор не законченного отеля. Начальник участка строительно-монтажного треста ДВМП Г. Р. Соколовский самокритичен: «Строительство мы затянули – завод ЖБИ-2 не поставил в срок перекрытия, а управление «Стройдеталь» - витражи…». Это он не знал про наши «хаятты» и про то, что такое настоящее затягивание строек.

1985 год. Владивостокский горисполком переименовывает улицу Геологов в Прапорщика Комарова (Комаров, конечно, молодец, но чем геологи-то виноваты?), Электрозаводскую – в Муравьёва-Амурского, Авангардную – в Капитана Шефнера. Краевед Борис Дьяченко сетует: нет в городе улицы имени местного уроженца академика Тамма (до сих пор нет). А также улиц имени служивших здесь создателя первого самолёта Можайского и отца высшего пилотажа Нестерова (эта появилась).

Газетный бум Перестройки. Фото: Юрий МАЛЬЦЕВ/ газета "Владивосток"

Газетный бум Перестройки. Фото: Юрий МАЛЬЦЕВ/ газета "Владивосток"

Создаётся дом-музей Арсеньева. Горожан, располагающих потенциальными экспонатами, просят откликнуться.

К 125-летию Чехова (и его ровесника – Владивостока) на здании музея Общества изучения Амурского края появилась памятная доска. А 2 июля этого года, к 158-летию города и классика, у гостиницы «Владивосток» наконец откроют памятник Чехову, который обещали добрый десяток лет.

Строительство парка культуры и отдыха "Минный городок". Фото из архива Владимира Терехова

Строительство парка культуры и отдыха "Минный городок". Фото из архива Владимира Терехова

Сдаётся парк Минного городка, впоследствии разорённый бурей 90-х. Последние несколько лет его пытаются возродить, но… Но.

Из репортажей с празднования 125-летия города: «Ленинские слова стали девизом для нашего города, всегда шагающего в ногу со страной». «На празднике присутствовали первый секретарь Приморского крайкома КПСС Д. Н. Гагаров, председатель крайисполкома Д. И. Карабанов, партийная делегация из братского Вьетнама». «В день рождения Владивостока на Корабельной набережной состоялось торжественное открытие памятника первооснователям города». «Владивосток сегодняшнего дня – это огромная стройплощадка… Тесно становится Владивостоку. Подпирает он богатырскими плечами два залива… Но Владивосток нашёл выход – он растёт сегодня в высоту…». Пафос, наивность – но сколько тепла и света!

Стихи местного производства:

Здесь владивостокчанки – Афродиты! –

Божественно по улицам идут.

Или:

Здесь наш Ильич стоит лицом к рассвету,

Пиджак под свежим ветром распахнув.

Население города в 1985 году составило 609 тысяч человек. Архитекторы в 1970-х определили расчётную численность горожан на 2005 год в 800 тысяч, но Госплан согласовал только 720. К пиковому и перевальному 1991 году население дорастёт до 648 тысяч, потом начнёт уменьшаться. Сегодняшние показатели – на уровне того же 1985-го.

Очередь за хлебом на Первой Речке. Август 1995-го. Фото: Юрий МАЛЬЦЕВ/ газета "Владивосток"

Очередь за хлебом на Первой Речке. Август 1995-го. Фото: Юрий МАЛЬЦЕВ/ газета "Владивосток"

Журнал «Дальний Восток», июль 1985 года. Мэр (по-сегодняшнему) Анатолий Головизин пишет о расширении города на север – в район Трудового и Углового, где будет построена ТЭЦ-3, появятся «промышленная зона и жилой массив с населением до четверти миллиона человек». С центром этот район свяжут электрички, скоростной трамвай, а «в ближайшей перспективе – и метро». После 2000 года, пишет Головизин, город шагнёт через Амурский залив в сторону Тавричанки: «Сегодня… обычный портовый катер пересекает залив за 20 минут, а до некоторых улиц на трамвае ехать гораздо дольше. Ну а если трамвай будет морским?». «В самом недалёком будущем, – сообщает Головизин, – предусмотрено построить ещё три фуникулёра на... Ленинской. Улицу Нерчинскую и Партизанский проспект предполагается связать эскалатором. Удлинятся и замкнутся в транспортное кольцо трамвайные пути… Совершенно преобразится долина Первой Речки в своём устье. В принципе уже решён вопрос о переносе отсюда нефтебазы... Раскинется парк на 40 с лишним гектаров, встанет дворец спорта с ледяной ареной... поднимется над бухтой Золотой Рог транспортный мост...»

Вскоре всё или рухнуло, или заморозилось. Настали два депрессивных десятилетия – вплоть до саммита. Метро, правда, так и не построили – зато появились мосты. ТЭЦ-3 нет, нефтебаза осталась на месте (в последний год власти вновь заговорили о её переносе – посмотрим…), долина Первой Речки – жуткий гибрид промзоны и свалки, трамвай почти уничтожен, как и паромы. Да, мы где-то продвинулись вперёд – но во многом отстаём от 1985 года: одно не построили, другое своими же руками уничтожили.

Будем ждать нового импульса, чтобы снова отправиться вперёд. Или назад – в светлое будущее.

Председатель совета директоров завода "Варяг" Евгений Леонов Фото: Максим Кавалеров

Председатель совета директоров завода "Варяг" Евгений ЛеоновФото: Максим Кавалеров

Мнение «красного директора»

За плечами у председателя совета директоров ПАО «Завод “Варяг”» Евгения Леонова – внушительный стаж руководителя в машиностроительной отрасли. При этом он один из тех, кто на рубеже восьмидесятых – девяностых закладывал фундамент нового Владивостока. Сначала как секретарь парткома, позже курировал промышленность и экономику в администрации Приморского края. Один из инициаторов побратимского договора между Владивостоком и американским Сан-Диего. Накануне в прямом эфире радиостанции «Комсомольская правда» - Приморье» Евгений Леонов признался, что реформы начала 90-х отличались «перекосами»:

– Взять, к примеру, переименование улиц. Я в то время работал на заводе и дивился действиям новых реформаторов. Они действовали так: не знаем, что делать, но надо что-то делать, и самое простое – переименовать улицы. То есть показать бурную деятельность вместо того, чтобы заняться более серьёзными проблемами той же экономики. На деньги, которые использовали для переименования улиц во Владивостоке, можно было построить два детских садика.

Владимир Терехов - руководитель крупнейшего во Владивостоке Ленинского района. 80-е годы. Фото: личный архив

Владимир Терехов - руководитель крупнейшего во Владивостоке Ленинского района. 80-е годы. Фото: личный архив

А в это время

Сегодня, в день рождения Владивостока, отмечает юбилей Владимир Терехов – в 90-е годы первый заместитель главы администрации Владивостока, руководитель аппарата первого созыва Думы Приморского края. Его трудовая биография начиналась в цехах Дальзавода, но самый плодотворный отрезок выдался на формирование современного облика крупнейшего района краевого центра. На посту главы исполкома Ленинского района Владимир Фёдорович в 80-х строил парк Минного городка, сносил бараки, а жильцов переселял в новые квартиры. В наши дни о таких темпах жилищного строительства можно только мечтать.

Поздравления от «Комсомольской правды»!

Владивосток в июне 2018-го Фото: Александр ВАСИЛЬЕВ

Владивосток в июне 2018-гоФото: Александр ВАСИЛЬЕВ

 
Читайте также