Премия Рунета-2020
Севастополь
+15°
Boom metrics
Общество29 мая 2020 15:10

«Рассекреченная война»: «Трех парней повесили в центре Севастополя, народ думал, манекены болтаются на веревках»

ФСБ обнародовала воспоминания матери Владимира Мацука, севастопольского подростка, который в августе 1942 года ушел в городскую управу за талонами на воду. В итоге случилась трагедия, о которой говорили долго после войны.
В севастопольском архиве сохранилось фото Владимира Мацука, в пионерском галстуке

В севастопольском архиве сохранилось фото Владимира Мацука, в пионерском галстуке

«Без срока давности»

Севастопольский Архив получил копии 12 рассекреченных документов от Управления ФСБ России по Республике Крым и Севастополю о времени немецкой оккупации с 1942 по 1944 годы.

— В первые, за годы деятельности архивной службы, мы получили уникальные документы, в которых рассказывается о том, как простые люди жили в военное время, в нашем городе, – отметила Наталья Калинина, начальник Управления архивным делом в городе Севастополе. – Драма в том, что в какой-то момент люди не смогли защитить от гибели родных и близких.

«Не могла дать взятку переводчикам»

Два пожелтевших от времени машинописных листка. На них – рассказ жительницы оккупированного Севастополя Ефросиньи Мироновой. В беседе с сотрудником КГБ в 1970 году, она описывает смерть своего сына во время оккупации Севастополя. По сути – это просто протокольный пересказ драмы.

Владимир Мацук был обычным подростком. В 1939 году, когда юноше исполнилось 16 лет, он вступил в комсомол. Его мать Ефросинья повторно вышла замуж местного жителя Ивана Миронова. В 1942 году, когда немцы были в Севастополе, семья не смогла уехать в эвакуацию и осталась жить в осажденном городе. Чем занимались Миронова, ее муж и сын – история умалчивает.

Рассекреченные показания Ефросиньи Мироновой, первый лист

Рассекреченные показания Ефросиньи Мироновой, первый лист

…Утром 25 августа 1942 года Ефросинья отправила сына в управу, получить талоны на воду (Как и хлеб, ее выдавали также по талонам-прим.автора). К вечеру, когда Владимир не вернулся, мать ушла на поиски сына.

«…Я везде его искала, ходила в больницу, думала, что возможно попал где-то под обломки валившихся домов»*, - записано в протоколе.

На следующее утро, женщина зашла в городскую жандармерию и от полицаев узнала об аресте сына. Почему и за что женщине, не сказали.

«Что послужило причиной ареста сына и по чьему доносу, я точно не знаю, но предполагаю, что его арестовали как комсомольца, в комсомоле он был с 1939 года», - вспоминала женщина.

На протяжении нескольких дней Ефросинья носила сыну передачи.

Один раз в бутылке из-под молока он передал ей записку, в которой рассказал, что его водят на допросы, но о чем его спрашивали, какие обвинения предъявляют, не сказал.

«Я пыталась спасти сына любыми средствами, давала взятки переводчице Эльзе и другой переводчице Пашкевич Александре, но у меня не вышло» – в строках чувствуется отчаяние матери.

Под вечер 1 сентября 1942 года неизвестная женщина принесла Ефросинье записку от сына.

Владимир писал: «Мама, действуй немедленно, а то меня повесят». Как и чем должна была помочь юноше мама – мы уже не узнаем. Во всяком случае, в ее показаниях на этот счет никаких сведений.

В ночь с 1 на 2 сентября 1942 года Владимира Мацука повесили на виселице на ул. Пушкинской (в районе нынешней площади Суворова).

Вместе с ним повесили еще двух парней - Николая Лялина и Анатолия Власова. Все трое висели на площади больше суток, у каждого на груди была дощечка с надписью «За саботаж».

Куда вывезли и где закопали трупы ребят, Ефросинья так и не узнала. Позже, вместе с мужем Иваном их угнали в Германию на работы, где они находились по август 1945 года. После Победы Ефросинья вернулась домой в Севастополь, и лишь спустя годы после войны рассказала о том, что случилось с ее сыном.

Советский танк на ул. Ленина. Автор Е.А. Халдей, 9 мая 1944 г., Фото: паблик «Ретро Севастополь»

Советский танк на ул. Ленина. Автор Е.А. Халдей, 9 мая 1944 г., Фото: паблик «Ретро Севастополь»

Повешенных «спутали» с манекенами

А вот как вспоминает день казни парней житель оккупированного Севастополя Николай Максимович Цибульский:

«… В один день на пустыре Пушкинской улицы немцы установили виселицы и повесили трех парней. На каждый труп повесили табличку «Саботажник! Так будет с каждым, кто не будет регистрироваться и не будет работать».

… Когда я и жена пришли на Пушкинскую, здесь уже была большая толпа народа. На площадке у виселиц ходили довольные немецкие палачи и не разрешали подходить близко.

Какая-то старушка выразила вслух свое сомнение окружающим ее людям:

— Не может этого быть, это висят манекены!

Недалеко в толпе раздался раздирающий душу истерический крик женщины: в одном из трупов она узнала сына. К крикам матери прибавились крики и плач других женщин».

Цибульский вспоминает, как оккупанты смеялись и даже фотографировались на фоне повешенных:

— Бабка, а это тебе тоже манекен?

Потрясенная старушка ничего не ответила и руками приложила платок к глазам.

Два дня висели трупы повешенных и немецкие учреждения стали работать. После регистрации в полиции и управлении люди шли на биржу труда».

«Палачу» за смерть подростков дали 25 лет лагерей

Начальником жандармерии Ортскомендатуры в Севастополе был Эрнест Шреве, именно он отдал приказ повестить ребят, среди которых был и сын Мироновой.

В ноябре 1947 года в Севастополе Военный трибунал Черноморского флота рассмотрел дело 12 фашистских военных преступников, в числе которых был и Шреве.

«В сентябре 1942 года с целью устрашения населения города жандармерией были повешены в Севастополе три ни в чем не повинных подростка», - значится в документе в ряде многих других злодеяний фашистского преступника.

По решению трибунала Шреве был заключен в трудовой лагерь сроком на 25 лет.

Немцы сдаются в плен после освобождения Севастополя Фото: паблик «Ретро Севастополь»

Немцы сдаются в плен после освобождения Севастополя Фото: паблик «Ретро Севастополь»

– После войны, спецслужбы СССР разыскивали военных преступников, старались фиксировать каждое преступление, но многие собранные документы до недавнего времени имели «гриф секретно»,– рассказывают эксперт.– Это связано с тем, что были живы не только свидетели преступлений, но и палачи.

Немецкая оккупация Севастополя 1942–1944 годов стала одним из самых трагических периодов в истории города. В начале июля 1942 года нацисты организовали в Севастополе облавы, которые завершились расстрелом до полутора тысяч человек.

Орфография и пунктуация сохранена.

В следующей части «Без срока давности» мы расскажем том, как и за что немецкие власти арестовывали гражданское население Севастополя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Обряд бракосочетания ведет Герой Советского Союза, почетный житель Севастополя Мария Байда»

Такими словами в городском ЗАГСе в советское время начиналась история новых семей (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

24 июня – Новая дата Парада Победы в Севастополе 2020: официальная программа мероприятий, участники

Президент России назвал дату празднования Дня Победы (подробности)