Премия Рунета-2020
Дальний Восток
-1°
Boom metrics
Что происходит
Эксклюзив kp.rukp.ru
9 октября 2023 9:39

«Более века исправной службы». История самой старой трамвайной системы восточной части России

Трамвай Владивостока празднует 111 лет со дня запуска маршрута на Светланской
Иван РЕЗВУШКИН
Трамваи давно не ходят по Светланской. Фото: avto-nomer.ru

Трамваи давно не ходят по Светланской. Фото: avto-nomer.ru

За немалый срок эксплуатации случались взлеты и падения, однако первый трамвай в азиатской части России продолжает свою работу по сей день. Предлагаем отметить эту дату с материалом «Комсомольской правды – Владивосток».

Началась славная история владивостокского трамвая 23 июня 1909 года. На Светланской, рядом со сквером имени Г.И. Невельского, в торжественной обстановке состоялась закладка трамвайной линии. В вырытую яму по старинной традиции бросили несколько монет, памятную доску с текстом о закладке путей, после чего залили все бетоном. Однако вместо разветвленной сети из-за нехватки бюджета смогли построить только одну ветку. И только через три года состоялось то самое знаменательное событие.

В среду, 9 октября 1912 года, около трех часов дня, вышел из депо первый вагон. Встреченный громогласным «Ура!» жителей города, трамвай бесплатно катал по маршруту «Вокзал – Луговая» всех желающих опробовать технологическую диковинку, пришедшую на смену обанкротившемуся недавно омнибусу.

Уже 27 октября началось регулярное движение. К закату Российской империи общая длина путей составляла 11 километров (добавилась ветка «Вокзал – Первая Речка»), а количество вагонов выросло с пяти до 14.

После революции, уже в составе СССР, трамваи продолжили свою экспансию, захватывая новые районы города. Линии сети добрались до 3-й Рабочей, появилось кольцо на Вокзальной площади. Деревянные бельгийские вагончики сменились на гордых уроженцев чешской фирмы «Шкода». Впрочем, последние несколько раз отмечались в авариях, так как их тормоза не выдерживали горной местности. В 1934 году началась полномасштабная реконструкция трамвайной сети. Колеи нового стандарта заменяли собой старые, иногда исчезая с одних улиц и появляясь на других. Однако Великая Отечественная война надолго остановила прогресс этого вида транспорта.

После долгого перерыва трамвай стал обновляться только в 1960-х. И стальные щупальца потянулись дальше. Новые маршруты вошли в общую систему, связали «Сахалинскую», «Минный городок» и «Вокзал». Упорный труд вывел работу всей сети к 1991 году на пик своего развития. Протяженность путей увеличивалась, и трамваи стали доходить до Баляева и Молокозавода. Но вместе с концом Союзов вновь прекратилось и обновление веток.

В неспокойные 1990-е годы трамвай стал полностью бесплатным. Одни видели в этом жесте администрации попытку набрать политические очки, подписав трамвайной системе смертный приговор. Другие отмечали экономию на кондукторах (работу которых тогда сложно было назвать благодарной) и облегчение жизни населению. Но, как ни крути, для всей трамвайной сети настали непростые времена. Дошло до того, что в 1998 году продали два депо, которые были признаны лишними.

Через несколько лет, уже в 2001-м, по решению мэрии было экспериментально остановлено движение трамвая по Светланской улице. Причиной этому послужило предположение, что трамвайная линия затрудняет автомобильное движение, разрушает дорожное полотно и исторические здания в центре города.

Вернулись же трамваи в центр только через год с новой старой идеей – платным проездом. Конечно же, такое «нововведение» не порадовало горожан и гостей Владивостока, из-за чего популярность этого вида транспорта заметно снизилась.

Это все еще эффективный транспорт с огромным пассажиропотоком.

Это все еще эффективный транспорт с огромным пассажиропотоком.

Фото: Администрация Владивостока

Из-за загруженности дорог трамваи начали постепенно пропадать с улиц города. Уже в 2009 году, после закрытия одного из маршрутов, было проведено исследование, результаты которого оказались неутешительны: за двадцать лет пассажиропоток упал почти в пять раз, после чего всю систему было решено закрыть.

Однако перед тем как Владивосток собрались лишить его достопримечательности, на защиту трамвая встали депутаты. Эксперты поддержали и выдвинули тезис: полностью демонтировать трамвайную сеть нецелесообразно, и нужно лишь обновить парк используемой техники. Однако демонтаж было уже не остановить. За два года практически вся сеть путей исчезла. Досталось даже самой первой ветке, которая не дожила до своего столетия около года – последняя ее часть была демонтирована в 2011 году. Тогда же и остановилось все трамвайное движение на целый месяц. После этого последний выживший маршрут № 6 «Сахалинская – Мингородок» вновь продолжил свою работу и по сей день находится в добром здравии.

Пожелаем нашей маленькой достопримечательности прожить еще столько же, чтобы самая старая трамвайная сеть в азиатской части России смогла дальше носить свой почтенный титул.

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам: vl@phkp.ru или +7 924 000-10-03 (Telegram, WhatsApp).

И не забудьте подписаться в социальных сетях: Telegram; Zen; ВКонтакте, Одноклассники.

При использовании материалов издания ссылка на «КП – Владивосток» обязательна.