Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+5°
Boom metrics
Владивосток
Эксклюзив kp.rukp.ru
25 октября 2023 6:40

Из чего сделаны мосты и крепости: «Комсомолка» узнала, как производят цемент для всего Дальнего Востока

«Спасскцемент» модернизирует производство и благоустраивает территорию
Команда «КП» прибыла на завод «Спасскцемента».

Команда «КП» прибыла на завод «Спасскцемента».

Фото: Мария КАЮРОВА

Спасск-Дальний встретил морозным рассветом. Вышли из гостиницы, загрузили вещи, отправляемся. Зная, куда держишь путь, начинаешь разглядывать здания, дороги и думать: интересно, а это из чего сделано? А это? Вы удивитесь, но в основе множества домов, школ, мостов и других важнейших объектов по всему Дальнему Востоку лежит спасский цемент.

В первый день шестого автопробега «Чем гордится Приморье» мы увидели реальные производственные мощности завода «Спасскцемент». В 2023 году предприятию исполнилось 116 лет. Спасский цемент применялся при возведении объектов инфраструктуры Владивостокской крепости и Транссиба, на нем держатся Русский мост с космодромом «Восточный». Расскажем и покажем, чем завод живет сегодня и что изменилось с нашего последнего визита.

Впечатления начинаются уже на повороте к Спасскцементу. Тянущиеся вверх трубы, двухкилометровая галерея, по которой транспортируют сырье…

Наш транспорт отлично вписался в промышленный пейзаж.

Наш транспорт отлично вписался в промышленный пейзаж.

Фото: Мария КАЮРОВА

«Промышленный урбанизм», – подмечает Илья Кузнецов. Одобрительно киваю с полуоткрытым ртом.

Припарковали наших коней у здания заводоуправления. Встретили нас радушно. Провели инструктаж по технике безопасности, выдали защитные каски и сигнальную одежду, в общем, все по правилам.

Артем Сингур, заместитель исполнительного директора по производству.

Артем Сингур, заместитель исполнительного директора по производству.

Фото: Мария КАЮРОВА

Экскурсию нам провел Артем Сингур, заместитель исполнительного директора по производству. Закулисье технологических процессов оказалось намного интереснее, чем мог себе представить неподготовленный человек.

Как устроено производство цемента?

Известняк через галерею по ленточным транспортерам поступает с Длинногорского карьера в сырьевой цех предприятия, где происходит перемешивание со вторым важнейшим компонентом цемента – глиной.

Завод напоминает мини-город.

Завод напоминает мини-город.

Фото: Мария КАЮРОВА

«Далее все идет в мельницу «Аэрофол» (агрегат, где происходит помол. – Прим. ред.). На этом этапе добавляется кремнистый сланец. Сырьевая смесь становится сырьевой мукой», – рассказывает Артем Валерьевич.

Кремнистый сланец и другие составляющие нужны для придания конечному продукту разных свойств – в зависимости от того, какой цемент необходимо получить в итоге. Ведь завод производит 13 видов цемента.

Производственные мощности завода поражают.

Производственные мощности завода поражают.

Фото: Мария КАЮРОВА

Сырьевой цех поражает масштабом. Представьте размеры: здесь работает мельница «Аэрофол-2» «ростом» в 9,7 метра и шириной в 3,3. После нее домол продукта обеспечивает одноименный агрегат с внушительными габаритами: 4 метра на 13,5. Здесь же несколько огромных двигателей (кстати, совсем недавно замененных на новые), которые питают мельницы. Линии автоматизированы, ручной труд необходим в основном только при ремонте и обслуживании.

Галерея цементопровода.

Галерея цементопровода.

Фото: Мария КАЮРОВА

Сто метров пламени

После цеха помола мы поднялись к цементной печи. Это внушительная вращающаяся труба длиной 95 метров и диаметром от 5,7 до 7 метров, в которой проходит обжиг сырья. Температура в этой махине доходит до 1450 градусов. Команда «КП» подошла к трубе вплотную, а также заглянула в печь через смотровое окошко – пламя выглядит впечатляюще.

Цементный полуфабрикат – клинкер – после обжига идет в холодильник, где охлаждается до 80 градусов. А далее попадает в силос – бункер для хранения. Всего их четыре, объемом 5-6 тонн каждый.

В печи, к слову, находятся специальные огнеупорные кирпичи. Во время нашего посещения как раз происходила замена отработавших свой срок огнеупоров на новые – еще более качественные.

«Все как при Советах, только лучше»

Так нам описали центральный пункт управления, из которого регулируют процессы обжига и помола. На первый взгляд ЦПУ похож на головной офис NASA из-за бесчисленного количества панелей и приборов. Оглядываешься, замечаешь новенькие компьютеры и мониторы, уточняешь число сотрудников – и снова одобрительно киваешь, не скрывая удивления. Оказалось, здесь, как правило, работают два человека: оператор сырьевого отделения и машинист печи. Они с помощью различного современного оборудования следят за всеми процессами.

При этом панели и приборы из прошлого века все еще работают. Но сохранить их решили, скорее, для истории.

Снабдить весь Дальний Восток

Завершающий этап производства – помол. К клинкеру добавляются гипс и другие компоненты (что именно и в какой пропорции – зависит от класса производимой продукции), которые проходят через цементные мельницы. Именно в цехе помола рождается готовый продукт – цемент. Для его хранения у предприятия восемь силосов.

Цемент упаковывают в 50-килограммовую тару, однотонные и полуторатонные МКРы, либо отгружают в автоцементовозы или вагоны (хоппер-цементовозы) навалом.

МКРы забирают погрузчики и стройными рядами выставляют под навес на улице. До потребителей продукция доходит железной дорогой, автомобильным и морским транспортом.

Отряды «Комсомолки» у тары с цементом.

Отряды «Комсомолки» у тары с цементом.

Фото: Мария КАЮРОВА

В 2022 году, кстати, рост производства превысил 11% (завод произвел порядка 2,5 миллиона тонн цемента). Это косвенно доказывает строительный бум на всем Дальнем Востоке.

Контроль качества и экология

Время нашего автопробега было ограничено, да и словами весь цикл производства вряд ли опишешь, если, конечно, ты – не автор учебника. Однако заслуживают нашего внимания еще несколько точек.

Вся территория благоустроена.

Вся территория благоустроена.

Фото: Мария КАЮРОВА

Еще одно крайне важное звено для любого большого производства, которое гордится своей репутацией – лаборатория. Здесь определяют химический и минералогический составы сырья и готового продукта, тонкость помола и многое другое. Контроль качества – на особом внимании, он осуществляется на всех этапах производства – от сырья до готовой продукции.

Процесс производства цемента стремятся сделать все более и более экологичным. В 2020 году вращающиеся печи были переведены на самый безвредный для окружающей среды вид топлива – природный газ.

На заводе установлено современное газопылеулавливающее оборудование, системы фильтрации с эффективностью очистки до 99%. Аттестованная санитарно-промышленная лаборатория предприятия производит замеры воздуха на постоянной основе. Цех пылеулавливания следит за эксплуатацией оборудования.

Гордость предприятия

И, конечно, нельзя не отметить выполненное благоустройство территории «Спасскцемента». Здесь действительно комфортно проводить время. Для сотрудников обустроили современный сквер, стильные зоны отдыха, установили малые архитектурные формы. На территории много хвойных и лиственных деревьев, высажен кустарник.

«Видно, что за внешним обликом завода следят», – поделился мыслями оператор Степан Здоровенко.

Предприятие продолжает обновляться.

Предприятие продолжает обновляться.

Фото: Мария КАЮРОВА

Сейчас на «Спасскцементе» работают 1840 человек, среди них – 41 трудовая династия. Коллектив – это главная ценность и гордость предприятия. Однако существует дефицит ряда специальностей, традиционно нужны слесари, сварщики, электрики.

«Чтобы решить эту проблему, мы занимаемся обучением персонала на предприятии, активно сотрудничаем с ведущими вузами России, учебными заведениями Спасска-Дальнего, – рассказал Артем Валерьевич. – Помимо этого, проводим повышение квалификации своих специалистов: ежегодно переподготовку проходят сотни человек. Привлекаем студентов на учебную практику. В прошлом году практику на заводе прошли 75 будущих специалистов. Часть студентов возвращается к нам, после окончания учебы устраиваются на работу».

Вместо заключения

Итак, путешествием по заводу, создающему один из самых важных стройматериалов, наша команда осталась довольна. Записываем интервью с управляющим АО «Спасскцемент» Виктором Ивановым и продолжаем путь.

Виктор Иванов, управляющий АО «Спасскцемент» (слева).

Виктор Иванов, управляющий АО «Спасскцемент» (слева).

Фото: Мария КАЮРОВА

«Современная история предприятия началась в 1999 году. К его возрождению подключилась новая команда. «Спасскцемент» входит в состав группы компаний «Востокцемент», активно развивается и наращивает объемы производства. Курс на модернизацию предприятие взяло в начале 2000-х. На протяжении 20 лет мы развиваемся, меняем старое оборудование на современное, имеющее лучшие мировые характеристики. Постоянно наращиваем мощности нашего предприятия. Нам удалось превзойти заложенную проектом плановую производительность», – отметил Виктор Алексеевич в интервью с Ильей Кузнецовым.

Цемент на спасской земле начали производить в 1907 году. С тех пор изменилось очень многое. Но неизменными остаются качество и востребованность продукции «Спасскцемента» на самых знаковых стройках региона. Иными словами, застройщики Дальнего Востока в надежных руках.

Ну а мы отправляемся дальше. В этом осеннем автопробеге нас ждут уникальные предприятия региона. Еще расскажем, почему ими стоит гордиться. Читайте путевые заметки на сайте издания в разделе «Автопробеги Приморья», следите за нами в соцсетях.

Реклама. ООО «Востокцемент»

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам: vl@phkp.ru или +7 924 000-10-03 (Telegram, WhatsApp).

И не забудьте подписаться в социальных сетях: Telegram; Zen; ВКонтакте, Одноклассники.

При использовании материалов издания ссылка на «КП – Владивосток» обязательна.