Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+24°
Boom metrics
Владивосток
Эксклюзив kp.rukp.ru
26 октября 2023 7:45

Стройматериалы для «Большого Владивостока»

Владивостокскому бутощебеночному заводу, поставляющему продукцию для мостов, тоннелей, аэропортов и предприятий, исполняется 63 года
Команда «КП» прибыла в карьер.

Команда «КП» прибыла в карьер.

Фото: Мария КАЮРОВА. Перейти в Фотобанк КП

В 1960 году с подачи генерального секретаря Никиты Хрущева в генплан развития Владивостока внесли амбициозную мечту: увеличить вдвое жилфонд города. Этот год и стал годом рождения Владивостокского бутощебеночного завода.

С этого момента предприятие обеспечивает дальневосточные стройки щебнем, бутовым камнем, скальным грунтом, песком из отсевов дробления. За историю длиною в десятилетия ВБЩЗ собрал солидное «портфолио»: снабжал продукцией возведение крупных объектов последних лет, например, Золотой и Русский мосты, президентское кадетское училище, низководный мост Де-Фриз-Седанка, Нарвинский экологический тоннель, международный аэропорт «Владивосток», судостроительный завод «Звезда», жилые микрорайоны Патрокл, Снеговая Падь и многие другие. Поэтому автопробег «Чем гордится Приморье», посвященный ключевым компаниям края, не мог обойти стороной это предприятие.

С места в карьер

Сборы команды «КП» прошли оживленно и бодро, несмотря на туманное утро и пробки. Это не слишком-то и волнует, когда едешь смотреть, как камень превращается в щебень. Прибыли к девяти утра. Как и полагается, прошли уже знакомый для нас, матерых исследователей производственных процессов, инструктаж. Выслушали дисциплинированно, а затем следовали правилам. Ходили группами, строго в касках и в сигнальной одежде.

Управляющий Владимир Куренков.

Управляющий Владимир Куренков.

Фото: Мария КАЮРОВА. Перейти в Фотобанк КП

Показывал предприятие Владимир Куренков, управляющий ВБЩЗ. Освоение Первореченского месторождения андезитов начали в 1960 году, но участок, на который мы прибыли (так называемый карьер на Снеговой), начали разрабатывать в 2000-х.

Как происходит «освоение» карьера? Сначала, шутит управляющий, приезжают бородатые геологи и бурят землю в поисках полезных ископаемых. Андезит – горную магматическую породу – обнаружили на уровне 20-30 метров. Он, кстати, в России редко встречается: месторождения есть лишь в Крыму, на Камчатке и в Приморском крае.

Обнаженный раскопанный массив далее делится на блоки. Чтобы добыть породу, станками бурят скважины, в которые закладывается взрывчатка. Полученный после взрыва камень экскаваторы погружают в 25- и 34-тонные самосвалы.

Транспортировка камня.

Транспортировка камня.

Фото: Мария КАЮРОВА. Перейти в Фотобанк КП

Многих из нашей команды заинтересовало, что за трубы спускаются ко дну карьера. А это водосбор – насосы, которые откачивают дождевую воду.

Промышленный пейзаж открывается с видовой площадки на территории завода.

Промышленный пейзаж открывается с видовой площадки на территории завода.

Фото: Мария КАЮРОВА. Перейти в Фотобанк КП

По словам управляющего, освоение в этом месте будет вестись еще примерно восемь-десять лет – настолько хватит запасов. А затем начнется так называемая рекультивация (восстановление природной среды).

В карьере, соблюдая технику безопасности, работают крупнотоннажные самосвалы.

В карьере, соблюдая технику безопасности, работают крупнотоннажные самосвалы.

Фото: Мария КАЮРОВА. Перейти в Фотобанк КП

Дробить, чтобы строить

Щебень производят, да еще и в несколько стадий. Куски до 750 миллиметров попадают в зев щековой дробилки, а затем продукт, измельченный до 200 миллиметров, идет в промежуточный склад.

На второй стадии работают конусные дробилки. На этом этапе получают материал в 70 миллиметров.

Перевозка породы.

Перевозка породы.

Фото: Мария КАЮРОВА. Перейти в Фотобанк КП

«Дальше следуют еще несколько стадий, где получаем более мелкий щебень. Это будущий материал для бетона, асфальта, сухих строительных смесей. Перемещает продукцию ленточный транспортер. Все вместе это и есть дробильно-сортировочный комплекс.

Далее идет процесс просеивания – с помощью обычной сетки, будто просеиваем муку. Более мелкий щебень идет в одну сторону, побольше – в другую», – пояснил Владимир Николаевич.

ВБЩЗ функционирует круглый год. В сутки фабрика перерабатывает до пяти тысяч тонн камня.

Люди важнее техники

Работают на заводе порядка 200 человек. Сейчас наиболее востребованы горные рабочие, инженеры. Чтобы привлекать молодых специалистов, предприятие взаимодействует с вузами, техникумами. Здесь понимают, что самое важное – научить людей, и готовы в этом помогать.

«У нас работают разные специалисты. Горные инженеры, которые проходят длинный путь обучения. Есть водители с большим опытом, не боящиеся любых дорог. Технологи, механики, геологи, маркшейдеры, слесари, электрики… На производстве задействованы люди самых разных специальностей. Все эти направления работы крайне важны, убери хотя бы одно звено – и процесс производства остановится», – отмечает Владимир Куренков.

Владивостокский бутощебеночный завод не забывает и о социальной составляющей. Уже несколько лет как предприятием взято шефство над улицей Карьерной. Завод установил и обновляет детскую площадку, скамейки, хоккейные коробки.

Особое внимание уделяется экологии. На постоянной основе проводится экологический мониторинг по замеру выбросов пыли и шума, модернизированы системы пылеподавления для предотвращения даже минимальных выбросов. Вокруг карьера ежегодно высаживаются саженцы деревьев и кустарников.

Записали интервью с управляющим.

Записали интервью с управляющим.

Фото: Мария КАЮРОВА. Перейти в Фотобанк КП

Уверены, работы на ближайшие 10 лет предприятию точно хватит. Ведь Владивостоку прочат роль города-миллионника и фарватера дальневосточной экономики. Вдвое планируется увеличить жилищный фонд. И в этом поможет Владивостокский бутощебеночный завод, как и 60 лет назад.

Кстати, мы посетили еще одно предприятие группы компаний «Востокцемент». Следите за нашими путевыми заметками и подкастами на сайте издания и радио «Комсомольской правды» (90.4FM).

Реклама. ООО «Востокцемент»

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам: vl@phkp.ru или +7 924 000-10-03 (Telegram, WhatsApp).

И не забудьте подписаться в социальных сетях: Telegram; Zen; ВКонтакте, Одноклассники.

При использовании материалов издания ссылка на «КП – Владивосток» обязательна.