Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+5°
Boom metrics
Владивосток
Эксклюзив kp.rukp.ru
31 октября 2023 8:25

Помогают Беларусь и Сибирь: все об уборочной кампании Приморья

Тайфуны и чума не помешали Приморскому краю обеспечить себя зерном и мясом
Экспорт продукции агропромышленного комплекса из Приморья в 2022 году превысил 2 миллиарда долларов.

Экспорт продукции агропромышленного комплекса из Приморья в 2022 году превысил 2 миллиарда долларов.

Фото: Мария ЛЕНЦ

Экспорт продукции агропромышленного комплекса из Приморья в 2022 году превысил 2 миллиарда долларов. По этому показателю регион вошел в тройку лидеров среди субъектов России. Но стоит ли ожидать такого успеха снова, ведь это лето преподнесло немало сюрпризов местным аграриям: тайфуны, наводнения. Несмотря на трудности, по овощам и картофелю уборочная кампания в крае закончилась. Северные районы вышли на уборку сои. Пока что все хорошо с рисом и кукурузой.

О том, какой урожай будет в этом году, каких показателей удалось добиться по мясу и как компенсируют сельским хозяйствам ущерб, нанесенный непогодой, в эфире радио «Комсомольская правда» (90.4 FM) рассказал Андрей Бронц, министр сельского хозяйства Приморского края.

Дожди прошли, последствия остались

– Лето выдалось непростым. Ущерб от августовских тайфунов составил почти 1,6 миллиарда рублей. Какие компенсации уже получили приморские аграрии? На что еще они могут рассчитывать?

– 1,6 миллиарда – это если учитывать полную гибель. Но также есть хозяйства с частичным ущербом. Мы думаем, что мы потеряли 2,5 миллиарда в урожае. Также стоит учесть другие затраты: восстановление подъездных дорог и плодородного слоя, например. Поэтому ущерб выше. Но хочу сказать, что мы готовим корма. И зимовку пройдем. Государство будет оказывать поддержку, это однозначно. На этой неделе закончится экспертиза наших документов в Москве, далее их передадут в правительство РФ, чтобы на заседании было решено, какую сумму предоставить Приморью на возмещение убытков сельхозтоваропроизводителей. Обычно государство возмещает до 50% убытков. Мы будем пытаться увеличить эту долю: как минимум ставим себе задачу привлечь более 800 миллионов рублей, постараемся выйти на миллиард.

Андрей Бронц.

Андрей Бронц.

Фото: КП – Владивосток

А остальная часть – это уже краевые деньги?

– Вторая часть – страхование. Это обязательство сельхозтоваропроизводителей, они заключают соглашение с Минсельхозом. Со Всероссийской ассоциацией агростраховщиков мы отрабатывали вопрос, уже пошли выплаты фермерам, которые были застрахованы от рисков, характерных для нашего региона. Обидно, когда человек застраховался от суховеев и падения метеорита – там, конечно, компенсацию никто не обеспечит. А тому, кто застраховался от наводнений и длительного переувлажнения, поступят деньги.

С какими итогами мы подходим к завершению сбора урожая, несмотря на все трудности?

– Мы только перешли рубеж середины уборочной. Приморский край тем и отличается, что основная работа у нас идет в октябре-ноябре. Наша задача – до 15-20 ноября достичь 90% по сбору. В декабрь переходят те хозяйства, где недостаточно техники и людей; кто-то убирает в марте. Сои, например, уже 53%, по кукурузе перевалили за 20%, это наши основные культуры.

Себя с трудом, но обеспечим

Какая урожайность по сое в этом году?

– Гораздо ниже, чем в прошлом. Даже те площадки, где визуально нет гибели, из-за длительного переувлажнения (все-таки за вегетационный период у нас практически 60 дней шли осадки), мы все равно не смогли спасти. Грубо говоря, мы потеряли примерно 4-5 центнеров с гектара по сравнению с прошлым годом.

Сколько планируется собрать кукурузы?

– Тут такая же история. Если в 2022 году собрали до 73 центнеров, то сейчас мы кое-как получаем с гектара 50-51 центнер в среднем. Есть хозяйства, где эта цифра падает до 27. Что случилось? Не все гибриды выдержали длительное переувлажнение. Початок полностью не завязался. Также есть сорта, которые не выдержали вообще и были поражены грибковыми заболеваниями. Фактически початок сгнил вместе с зерном. Сейчас мы анализируем ситуацию, в ближайшие дни сформируем отчет и дадим информацию, какие гибриды в наших условиях не выживают.

А как обстоят дела с уборкой риса?

– Это та культура, которая любит влагу. Ей нужны солнечная энергия и тепло, но рис растет во влажных условиях тропика. Однако и перезатапливать нельзя: там, где работали насосы и был сброс воды, урожай получился шикарный. Хочу сказать, что он на два центнера выше, чем в том году. До 30 центнеров сейчас собираем, но я уверен, что эта цифра выше: доходит до 35 и даже до 40. Есть и проблемы: большая часть риса легла. Чтобы его подобрать, нужна работа профессионалов. И тут мы с сожалением констатируем факт того, что нам не хватает квалифицированных механизаторов, особенно рисоводов. Нужно готовить кадры, даже с учетом программы возрождения рисоводства в крае.

В результате наводнения в крае погибло 1200 гектаров картофеля и 700 гектаров овощей. Но приморцы же не будут обделены ими?

– Нет однозначно. Потому что в России в целом перепроизводство картофеля и овощей. Цена на них обвалилась, и в этом году мы как раз занимались активными поставками. Однако есть нечистые на руку предприниматели, которые решили подзаработать: взяли продукцию по низкой цене, увеличили стоимость в 2-2,5 раза и начали здесь устраивать саботаж. Поэтому мы были вынуждены закупаться в Амурской области, Сибирь подключили, они чуть позже нам начали поставки. Буквально сегодня разгружаются вагоны в Михайловском районе, аж с Тулы картофель пришел. С Новосибирска идут овощи, там в этом году много капусты и лука. Урожай моркови у нас пусть и не такой, как в 2022-м (600 центнеров в среднем), но мы все равно собрали 300-320 центнеров, особенно поздних сроков сева. Вот ее сейчас как раз и убирают.

Можно сделать вывод, что регион обеспечен основными видами сельхозпродукции?

– Голодать не будем. Да, мы многое потеряли, поэтому не полностью обеспечили себя собственными овощами и картофелем, но предприниматели и подведомственные организации работают над поставками.

Снабдить других

Край выполнит планы по экспорту продукции агропромышленного комплекса в этом году?

– В этом году также есть проблемы с экспортом рыбной продукции в долларовом эквиваленте, также, к сожалению, и по урожаю. Но мы будем стремиться 1,8-1,9 миллиарда в течение этого года по поставкам выполнить. Количество сои и кукурузы будет снижено, кое-какие планы наши не сбылись по мясу, потому что свинину только начинаем раскручивать. Также в первую очередь нужно обеспечивать себя. Поэтому те планы, которые мы ставили, придется пересмотреть из-за африканской чумы.

А что с мясом и молоком?

Удалось заготовить корма в этом сезоне?

– С сеном были проблемы, потому что лето не позволило его заготавливать. Основную работу начали осенью – следовательно, качество будет не то. Плюс, есть заиленные участки. Однако подходим к 80% обеспеченности. Сейчас мы подготовили перечень хозяйств и фермеров-животноводов со своим прессом, хотим дать им измельчители и участки для уборки. Так сможем запрессовать соевую солому. Или же сами это сделаем. Так мы будем грубыми кормами полностью обеспечены.

Сколько рогатого скота сейчас в Приморье?

– С учетом лейкоза – 48 тысяч голов КРС.

А как обстоят дела с молоком и молочной продукцией?

– Нам помогают Белоруссия и Сибирь сырами. Кисломолочными, цельномолочными продуктами мы обеспечиваем себя полностью. Переработчики загружены всего на 50-60%. Но сырого молока не хватает. Сыроварня в Алексее-Никольском, которая работает с частным сектором, сегодня не полностью загружена, например. Промышленные же предприятия вроде «Грин-Агро» продолжают наращивать объемы производства молока, поголовье растет. А вот частный сектор стареет – тут не только лейкоз повлиял, но и то, что личный возраст подсобного хозяйства близится к 60-65 годам. У молодежи другой выбор.

Но есть же исключения?

– Есть. Существуют сильны личные подсобные хозяйства. У Центра компетенции стоит задача работать с частниками, поддерживать и вывести на уровень фермерского хозяйства. Тем более, что повод есть: до конца года Госдума вернет статус крестьянско-фермерского хозяйства. Это подстегнет молодежь.

Кстати, этим летом зафиксировали несколько очагов африканской чумы свиней. Как быстро удалось справиться с болезнью?

– Конечно, не сразу. Первый очаг был большим, 107 тысяч голов. Каждую свинку пришлось усыпить, потом сжечь биоматериал. Пришлось собрать все покрышки… это же опасная зараза, которая легко разносится, нужны экстренные меры. К сожалению, сегодня мы констатируем тот факт, что в дикой природе часть поголовья выжила: дикий кабан все еще является носителем вируса. До сих пор расследования не дали результата, не понятно, как произошел занос. Такие жесткие меры применялись – и все равно попала зараза в ферму. А так как очага было два, то сто десять тысяч голов мы потеряли в этом году. Сейчас задача такова: максимально обезопасить хозяйства.

Сейчас производители наращивают объемы?

– Не совсем, скорее, расширяют свои инвестиционные проекты. И те мощности, которые на сегодня введены, заполнят поголовьем. «Африканка» повлияла. В следующем году в феврале-марте мы начнем заполнять помещения и наращивать объемы производства. Три предприятия у нас реализуют инвестиционные проекты, плюс есть фермерские хозяйства. В этом году планирует выйти на 81,6 тысячи тонн свинины, а в 2024-м – дать более 90 тысяч тонн свинины.

Помощь государства

Каков объем финансирования на развитие АПК края?

– С учетом стихии мы просили губернатора оказать помощь на следующий год, чтобы восстановиться. В 2024-м будет 5,2 миллиарда рублей поддержки на село.

Вы каждый день общаетесь с людьми на селе. Какие у них настроения?

– Стихия прошла, тяжелая обстановка. Но крестьяне верят в будущее. Ответственные люди будут искать возможности и готовиться к следующей посевной кампании, получат результат. А наша задача – помочь им выбраться из долговой ямы, как раз с учетом господдержки.

Что в планах министерства сельского хозяйства до конца этого года?

– Помогать. С учетом того, что сильно уплотнена почва, и стоит задача подготовиться к следующей посевной, мы выделяем новую меру поддержки. Это подъем зяби. Также в этом году мы должны сформировать программу на следующий сезон. Будут стимулироваться некоторые новые направления, например, пчеловодство. Заработает АНО, которая будет сопровождать специалистов этой отрасли. Надо подобрать квалифицированные кадры, определить приоритеты, это тоже важно. Но основа жизни на селе – это земля. Нужно восстановить те участки, которые были повреждены. Необходимо не останавливаться и наращивать объемы производства, тем более сегодня. Сосед – Китай готов потреблять нашу продукцию, что дает возможность расширяться.

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам: vl@phkp.ru или +7 924 000-10-03 (Telegram, WhatsApp).

И не забудьте подписаться в социальных сетях: Telegram; Zen; ВКонтакте, Одноклассники.

При использовании материалов издания ссылка на «КП – Владивосток» обязательна.