Премия Рунета-2020
Дальний Восток
-3°
Boom metrics
Владивосток
Эксклюзив kp.rukp.ru
1 ноября 2023 9:10

Прощение онлайн: клирик православного храма рассказал, можно ли «цифровизировать» исповедь

Иерей Дионисий Гордеев: «Исповедь по телефону возможна только в случае форс-мажора»
О современном подходе к вере пообщались со специалистом.

О современном подходе к вере пообщались со специалистом.

Фото: Михаил ГОТЕНКО

В ночь с 31 октября на 1 ноября во многих странах мира отмечают Хэллоуин. Праздник, когда принято доставать самые страшные наряды, переодеваться в героев ужастиков, веселиться и есть сладости. У многих этот день ассоциируется (что неудивительно!) с разгулом всякой нечисти, но на самом деле он изначально был практически пуританским.

Откуда взялся Хэллоуин и как относится к нему Русская православная церковь? Что такое онлайн-исповедь? Кто такой духовник: как выбрать священника для исповеди? Об этом в эфире радио «Комсомольская правда – Владивосток» (90.4 FM) рассказал иерей Дионисий Гордеев, клирик Казанского храма Владивостока, преподаватель кафедры теологии ДВФУ.

Иерей Дионисий Гордеев.

Иерей Дионисий Гордеев.

Фото: КП – Владивосток

ПРАЗДНИК СБОРА УРОЖАЯ И НАЧАЛА ЗИМЫ

– Верующие по-разному относятся к Хэллоуину. Кто-то считает его языческим праздником, кто-то не видит ничего предосудительного. А что думает РПЦ?

– Церковная традиция категорически отрицательно относится к этому празднику. Можно вспомнить слова одного замечательного, великого святого IV века – Василия Великого: «Если ты с отвращением не смотришь на зло, то рано или поздно ты начнешь ему симпатизировать». Если мы с вами взглянем на современную атрибутику этого праздника, то увидим культ смерти. Как говорит апостол Иоанн Богослов, «в Боге нет тьмы, и тьма не объяла его, и нет ничего общего между светом и тьмою». В данном случае заигрывание с нечистой силой (сознательно или несознательно), я думаю, не достойно христианина и любого здравомыслящего человека.

– А что раньше отмечали в этот день?

– Многие исследователи говорят, что изначальный праздник, Самайн, зародился у кельтов. В научной литературе есть 5 различных версий: что это был день окончания сбора урожая, день нового года, день мира (когда при себе не носили оружие), либо это были проводы солнечного божества и начало эпохи длинных, скорбных ночей. Часто в интернете пишут, будто древние кельты верили, что в эту дату истончается грань между живыми и мертвыми и некоторые духи могут проникнуть на территорию ныне живущих людей. Но на самом деле в кельтской мифологи нет мира мертвых. Нет ни слова о том, что что-то становится тоньше, загадочнее, интереснее. Многое придумано и привнесено в атрибутику праздника. Кельты не боялись мертвых и демонов: они спокойно взаимодействовали с ними в их мифологической, религиозной культуре.

«ПРИГЛАШЕНИЕ РАДИ ХАЙПА»

– А как так получилось, что кельтский праздник трансформировался со временем?

– Мы знаем о кельтах то, что записали монахи-миссионеры, когда пришли в Великобританию. Может, они что-то приукрасили или урезали – сказать сложно. Начиная с VII века и вплоть до XII никто из христианских миссионеров Европы с этим праздником не борется. Потому что в 835 году папа Римский решил установить День памяти всех святых 1 октября. Был предложен миссионерский ход: давайте отмечать память тех, чьи имена мы носим. А уже в XIX веке переселенцы-ирландцы попадают на территорию США и вспоминают свое прошлое: «А почему бы нам не поотмечать новый год, либо праздник встречи с нечистой силой или с нашими предками?». И постепенно локальное торжество начинает выходить за пределы диаспоры, получает хороший оборот в США, популяризируется в первой половине XX века. И то, тематика, которая была у ирландцев, отсутствует в США.

– 31 октября отмечается Тыквенный спас. Кому и как пришла идея сделать этот овощ атрибутом праздника?

– Если вернуться в исторические источники, то, опять же, мы увидим, что светильники кельты делали либо из кабачка, либо из свёклы. Тыква появляется, когда Хэллоуин распространяется на территории США. Ее позиционируют как символ Злобного Джека, оберег от зла. Либо это огонек, указывающий умершим путь в загробный мир или говорящий живым, что сюда ходить нельзя. Фантазий много. По большей части эта символика не несет в себе какого-то позитивного контекста: ты защищаешься от нечистой силы при помощи огня или устрашения ее самой. Где здесь что-то доброе, позитивное? Сплошной оккультизм.

– Оккультизм, совмещенный с маркетингом.

– Всевозможные атрибуты Хэллоуина стали продаваемыми в эпоху Великой депрессии в США. Как появился розыгрыш «Сладость или гадость» или «Кошелек или жизнь»? Даже в этот период многие христианские общины собирали неплохие пожертвования и отправляли их в Фонд мира или на помощь голодающим в ООН. Но это никак не связано с христианством.

– Если резюмировать: отмечаем или не отмечаем?

– Не нужно праздновать. Я думаю, мало кто из наших слушателей будет рад, если в его дом придет беда. А потом человек будет задавать вопрос: «Господи, за что?» Но ты ведь сам пригласил эту нечисть в свою жизнь, свою семью! Это приглашение ради хайпа, фотографии в социальные сети не стоят мира и покоя в душе. А для верующего человека вообще недопустимо заигрывать с силами зла, потому что перед крещением ты сознательно от них отрекался.

– Немногие знают, что Хэллоуин в некоторых странах сопровождался бесчинствами и побоищами.

– Как отмечают многие исследователи и газеты XX века, в этот день устраивались погромы. Били лавки, жгли автомобили. Молодежь, простите за выражение, срывалась с цепи нравственности. Сегодня, как отмечают в Великобритании и США, нападают на церковнослужителей, потому что они самые безобидные. Получается, идет нападение на представителей христианских традиций. Если праздник добрый, то почему его плоды такие печальные?

ОТПУСТИТЬ ГРЕХИ ОНЛАЙН

– В интернете есть онлайн-церковь, где можно заказать удаленно молитвенное прощение и даже в письменной форме исповедаться. Возможно ли такое?

– Думаю, возможна исповедь по телефону в случае форс-мажора. Но исповедаться в виртуальном пространстве… я лично не сторонник этого. Потому что многие грехи сопряжены с получением удовольствия, с личным интересом. А вот идти каяться – стыдно, некомфортно. «А давай уберем этот неприятный шлейф. Я в сети напишу пару строк, а Господь – он и так все знает». Нужно уметь работать над самим собой, признавать свои ошибки, как в притче о блудном сыне. Согрешил – иди к своему небесному отцу и поговори с ним.

– А каждый ли человек грешит, ошибается?

-– Как мы слышим в заупокойных песнопениях, обращениях ко Христу: «Никто, Господи, не безгрешен, токмо ты». Церковь верит, что был только один человек, который не совершил ни одной ошибки, и это Иисус. Бывает, люди приходят на исповедь, беседуют со священником и говорят: «Была такая вот непонятная ситуация, я ошибся или нет?» И в процессе диалога выясняется, была ли там греховная составляющая.

– Как вообще правильно раскаиваться на исповеди?

– Когда человек набирается мужества прийти и принести покаяние, то тут возможен такой вариант. Если ты впервые идешь на исповедь, то лучше всего посетить вечернее богослужение, когда у священника есть возможность с тобой тихо, спокойно побеседовать. Или так и сказать заранее: «Батюшка, я ни разу не исповедовался, хочу многое обсудить за годы своей жизни…». И вот человек приходит, священник читает молитвы перед таинством, где просит Господа помочь пришедшему встать на путь прощения. И дальше человек говорит о своих грехах, завязывается беседа, в завершение которой священник отпускает человеку прегрешения, но с условием стараться больше такого не совершать. Бывает сложно от некоторых поступков отказаться, особенно от тех, от которых человек получает удовольствие.

НАСТАВНИК ДУШИ

– Кто такой духовник в РПЦ?

– Это священник, к которому человек регулярно приходит на исповедь и с кем он выстраивает свою духовную жизнь. В нас живут искушения – вот как мне побороть недуг, который систематически приглашает меня к себе? Как сказать влечениям «нет»? Духовник помогает человеку в этом разобраться.

– Существует даже высказывание: «У меня есть духовник»…

– В старообрядческой традиции ты имеешь право исповедоваться только одному священнику, даже если он живет в другом городе. Либо ты будешь ездить к нему, либо ждать, когда он приедет в твой населенный пункт. К другому священнику ты не имеешь права ходить. Сейчас желательно, чтобы духовник у тебя был один: ему ты принесешь любой грех, и он тебя выслушает, поймет. Но бывает такая беда: человек совершил что-то нехорошее, понимает, что стыдно идти к своему батюшке. Он же скажет: «Ну опять ты, Федя?! Вернулся, выражаясь словами Евангелия, как пес на свою блевотину!» Человек думает, что можно поехать в другой город, где его никто не знает, исповедаться там, и его священник ничего не узнает. Но это отчасти духовное лукавство. Весь принцип духовничества – ты взаимодействуешь с одним священником и стараешься выстроить свой образ жизни так, чтобы в нем было как можно меньше греха.

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам: vl@phkp.ru или +7 924 000-10-03 (Telegram, WhatsApp).

И не забудьте подписаться в социальных сетях: Telegram; Zen; ВКонтакте, Одноклассники.

При использовании материалов издания ссылка на «КП – Владивосток» обязательна.