Премия Рунета-2020
Дальний Восток
-6°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
1 декабря 2023 8:20

Жизнь под японским эмбарго. Как теперь покупать авто и правда ли, что исчезнут «Приусы»

В Приморье вновь растет спрос на малолитражные авто
«Японки» подорожали в цене.

«Японки» подорожали в цене.

Фото: Андрей РЯБЦЕВ

Пока в иностранных СМИ пестрят статьи с красноречивыми и дерзкими заявлениями о санкциях против России и их последствиях, Приморье продолжает развиваться в обход запретов. Правда ли, что Япония навредила сама себе, «обанкротила» так называемую «Зеленку» в дальневосточной столице и стала конкурировать за местных автолюбителей с Китаем? «КП – Дальний Восток» спросила об этом самих перевозчиков и экспертов.

И грянул гром…

В очередной раз дальневосточники обеспокоились дальнейшей судьбой «японок» на местном рынке в начале июня. А уже в августе официально вступил в силу запрет на ввоз бензиновых и дизельных машин с объемом двигателя более 1,9 литра, гибридов, а также грузопассажирских автомобилей.

Стало понятно, что автозапчасти можно не ждать, цены взлетят, а выбор среди японских красавиц значительно уменьшится. По крайней мере, многим казалось именно так.

В преддверии санкций акулы бизнеса ринулись закупать все необходимое в Страну восходящего солнца: на дорогах Владивостока то и дело встречались перевозчики, груженные огромным количеством разномастных машин, грузовики, полные запчастей. Те, кто успел растаможить, с гордостью разъезжали на практически новых мастодонтах в мире авто: Toyota Land Cruiser, Crown, Camry, Nissan X-Trail и многих других. Ради «тачки мечты» автолюбители были готовы на все – даже расстаться с миллионами рублей. Прейскурант вырос в разы. Началась суматоха: онлайн-сервисы пестрили объявлениями о продаже того или иного «железного коня» с приличной наценкой.

В цифрах

Осенью количество машин на растаможку снизилось в три раза по сравнению с июлем – волна «закупок» спала. Привозить авто стало значительно сложнее – как для физических лиц, так и для юридических. При этом в среднем за месяц сотрудники таможни Владивостока оформляли около 20 тысяч машин.

«Произошло снижение ввоза автомобилей с августа. Для сравнения – в июле мы оформили рекордное количество транспортных средств: более 30 тысяч. А в октябре – всего 10,5 тысячи автомобилей. То есть раньше мы оформляли порядка тысячи автомобилей в день, тогда как сейчас – от 400 до 500 машин для физических лиц. В сентябре показатели достигли своих минимальных значений – до 8 тысяч авто за месяц для тех же физлиц. Поэтому можно сказать, что в октябре наметился небольшой рост», – сообщили корреспонденту «Комсомольской правды» в пресс-службе ведомства.

Местные жители постепенно привыкают к отсутствию машин с мощными двигателями, откладывают деньги на покупку оставшихся моделей или же присматриваются к чему попроще. Правда, даже полюбившиеся многим Toyota Prius, C-HR или Mitsubishi Outlander на 1,5 литра тоже сильно ударят по карману. Стоимость каждой модели начинается от миллиона рублей – по крайней мере, если она не битая, с документами и выпущена с конвейера не раньше 2016 года. Более старые модели с большим пробегом можно найти дешевле.

Особенно сложная ситуация, судя по изученным объявлениям, как раз таки с «Приусами». Купить-то можно, вот только это явно не самый бюджетный вариант на рынке авто для дальневосточника.

«Зеленка» – все?

Представитель компании Japantrek Илья Михайлов рассказал корреспонденту «КП», что сейчас многие клиенты авторынка «Зеленый угол» стали обращаться в компании, доставляющие японские машины напрямую во Владивосток:

«После повышения ставок на утильсбор – в случае перепродажи транспортного средства – автолюбители пришли в организации, которые непосредственно занимаются привозом авто. Кроме того, сумма не так высока в случае с малолитражками, поэтому многие покупатели ушли с рынка».

Напомним, что утилизационным сбором облагаются все автомобили, которые ввозятся в Россию из-за границы, если с момента выпуска с конвейера не прошло более 30 лет. Зачастую этот налог оплачивают непосредственно будущие владельцы машин, однако иногда платеж может произвести и компания-импортер.

В большинстве своем, «Зеленка» пользовалась популярностью благодаря относительно невысоким ценам на ТС. Там автомобили сбывают «перекупы» – люди, которые чинят битые машины и приводят их в фешенебельный вид. Возможно, ситуация на «Зеленом рынке» изменилась, но он до сих пор остается на плаву (об этом – в следующем материале). Кроме того, уже в начале ноября для всех автолюбителей замаячил свет в конце туннеля.

Из Китая с любовью

Пока одна страна портит себе экономическую ситуацию, другая, наоборот, активно налаживает торговые отношения и ищет новые точки сбыта машин. Во Владивостоке можно встретить сразу несколько видов непривычных логотипов, которые гордо кричат: «мы сделаны в КНР!». В частности, Поднебесная балует придирчивых ценителей своими Chery, Haval и Exeed. Они привлекают внешним видом, а также стоимостью. Пока что не все воспринимают китайский автопром на «ура», но это, скорее, дело привычки.

«Стоит отметить, что сейчас рынок наполняется автомобилями из КНР. У нас около трех десятков клиентов, которые интересуются их машинами. Привлекательная цена, из салона, без пробега, панорамные крыши, большие мониторы, качественные мультимедиа, плюс – у них высокоуровневая рекламная компания. Хотя транспортным средствам еще предстоит показать себя в дисциплинах автогонок – это будет говорить об их надежности», – добавил Илья Михайлов.

Некоторые эксперты, в том числе из центральной полосы, уверены, что запретом на экспорт Япония фактически навредила сама себе, перекрыв источник поступления огромных средств. Также она вступила в прямую конкуренцию с Китаем за внимание российских потребителей – об этом писала «Российская газета». В конце концов, возвращаться может быть поздно – у автолюбителей, в теории, появятся новые фавориты.

Выбор наш – «малолитраж»

Следует отметить, что утильсбор также повлиял на формирование спроса на автомобили с объемом двигателя до 1 литра. Большую популярность возымели Toyota Passo, Toyota Vitz, Toyota Raize, Subaru R2 и другие модели. Они и раньше «рассекали» по приморским дорогам, но теперь их привлекательность взлетела на несколько позиций, водители задумались поменять «коня» на «птицу» более высокого полета, по крайней мере, в нынешних реалиях.

Прейскурант на такие авто радует глаз: найти неплохую машину до 2011 года выпуска реально и за 260 тысяч рублей, если верить популярным сайтам по продаже автомобилей. Главное – задаться целью, а там, глядишь, и спекулянты подключатся, и ассортимент расширится, и трейдинговые компании подсуетятся.

Принятие перемен

Судя по нынешним предложениям на авторынке, ситуация постепенно улучшается: у людей меняются приоритеты, доставляются необходимые запчасти, ищутся способы обхода санкций, а острой нехватки в чем-либо не наблюдается, несмотря на общий спад экспорта из Японии.

Как отметили в таможне, в октябре уже наметился определенный рост в количестве привезенных авто. Можно предположить, что постепенно, месяц за месяцем люди продолжат покупать машины и привозить их из-за границы, благодаря чему расширится ассортимент у компаний-перевозчиков и на различных тематических сайтах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как работает один из мощнейших холодильников Дальнего Востока – рассказываем

Команда «КП» побывала в инновационном комплексе (подробности)

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам: vl@phkp.ru или +7 924 000-10-03 (Telegram, WhatsApp).

И не забудьте подписаться в социальных сетях: Telegram; Zen; ВКонтакте, Одноклассники.

При использовании материалов издания ссылка на «КП – Владивосток» обязательна.