Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+11°
Boom metrics
Владивосток
Эксклюзив kp.rukp.ru
18 декабря 2023 9:00

«Пока есть рок-н-ролл – звукорежиссура будет жить!»: Сергей Таранов – о своем творческом пути

Звукорежиссер Таранов из Владивостока: работал с ZALIZSKAY и группой «ИВАН ПАНФИLOVE»
Дарья БЕСКОРОВАЙНАЯ
У Сергея есть собственная студия звукозаписи. Фото: Дарья БЕСКОРОВАЙНАЯ.

У Сергея есть собственная студия звукозаписи. Фото: Дарья БЕСКОРОВАЙНАЯ.

Бывает так, что хобби, которому человек посвящает большую часть своего времени, становится делом всей его жизни. С самого детства звукорежиссера Сергея Таранова интересовала звукозапись, он всюду носил с собой магнитофон «Элекроника» с динамиком и микрофоном, записывал маму и ее друзей – музыкантов. В интервью «Комсомольской правде – Владивосток» он рассказал, с чего начался его творческий путь. Подробности – в материале.

Прикоснувшись к прекрасному, найти свое предназначение

– Расскажите, что вдохновило вас стать звукорежиссером?

– В конце 1999 года группа «Любовь» попросила меня записать соло в студии МСМ («Музыкальная студия Макаренко»). Когда я пришел, меня поразило качество и глубина звука, оборудование высшего класса: усилители, огромная микшерная консоль, такого я раньше не видел. После этого я подумал: «У меня будет своя студия звукозаписи». Поэтому сейчас на моем рабочем месте можно увидеть отражение того, что вдохновило меня тогда.

Сергей Таранов. Фото: Дарья БЕСКОРОВАЙНАЯ.

Сергей Таранов. Фото: Дарья БЕСКОРОВАЙНАЯ.

По традиции, наверное, начинали «с гаража»?

– Нет, с музыкального магазина. Мечта многих музыкантов работать именно там, потому что всюду гитары и синтезаторы. После учебы я устроился в «MusicOn», это была моя первая полноценная студия. Где-то в 2001-2002 году начали завозить новое зарубежное оборудование: звуковые карты, мониторы, микрофоны, наушники, различные усилители. Постепенно все это быстро заполнило наш рынок. Я оказался, грубо говоря, «в шоколаде», можно было пробовать все.

Именно в «MusicOn» начался мой профессиональный путь. Музыку записывали на складе, среди коробок, акустика была отличная.

Писали живые голоса, гитары, бас-гитары, все клавишные инструменты. Параллельно ко мне обращались всякие интересные личности, например, Денис Монтеро. А самый крутой альбом получился у Романа Рэйна. После этого разнесся о нас слушок. Там же записывались группы: «Out» и «Чистый S».

Профессиональный путь будущего звукорежиссера начался с музыкального магазина. Фото: Дарья БЕСКОРОВАЙНАЯ.

Профессиональный путь будущего звукорежиссера начался с музыкального магазина. Фото: Дарья БЕСКОРОВАЙНАЯ.

– Какие навыки необходимы для того, чтобы заниматься звукорежиссурой?

– Самое главное – быть музыкантом. Чтобы профессионально заниматься звукорежиссурой, нужно обладать определенными навыками. Игра на инструменте, желательно не на одном, чтобы примерно представлять, что получится в итоге.

Если в группе присутствует человек, который прекрасно понимает, чего он хочет добиться, то от звукорежиссера требуется только расставить микрофоны, настроить мониторинг, уровни записи, а дальше они могут работать сами. Есть у меня такие товарищи – группа «hehehe». Мы с ними плотно сотрудничаем, дружим. Они здесь и репетируют, и записываются.

Мне нравится эта профессия, потому что ты все время находишься в пластике ума, постоянно нужно что-то придумывать, принимать решения, проводить эксперименты, это творчество в чистом виде.

– С какими жанрами вы работаете?

– С любыми, кроме рэпа. Этот жанр для тех, кому есть что сказать. Не у многих это получается. Для того, чтобы рэп вышел удачным, нужно хотя бы немного обладать чувством прекрасного, развиваться, искать что-то новое, а не оставаться в одном информационном поле некачественного контента и подобной музыки. Спящий разум порождает чудовищ.

В звукорежиссуре главное – быть музыкантом. Фото: Дарья БЕСКОРОВАЙНАЯ.

В звукорежиссуре главное – быть музыкантом. Фото: Дарья БЕСКОРОВАЙНАЯ.

– Что для вас чувство прекрасного?

– Оно должно быть первостепенным. У творца, прикоснувшегося к инструменту, будь то акустическая гитара, фортепиано или микшер, обязательно должен быть мелодический и гармонический слух.

Слух при этом нужно развивать, тогда не придется надеяться на такие современные технологии, как автотюн, который подрисовывает ноты. Я понимаю, если получился удачный, эмоциональный дубль, можно одну нотку подкорректировать. Но делать это чем-то обыденным нельзя.

О местных музыкантах

– Над какими проектами работаете?

– Над разными. Группа «ИВАН ПАНФИLOVE» записывается в студии постоянно.

Недавно записали альбом из большого набора композиций авторства Александра Новицкого. Он ушел из жизни прошлой зимой, и его соратники, друзья решили записать трибьют. В записи участвовало много групп, каждая из которых записывала по одной из его не вышедших песен.

Из постоянных групп – «hehehe» и «Hideout». В основном это местный андеграунд.

– А что думаете о новичках в индустрии?

– Есть одна девушка, Полина Зализская (ZALIZSKAYA). Однажды она пришла в студию и захотела записать песню. Это первая, наверное, и единственная артистка, которая произвела на меня такое яркое впечатление. Во-первых, своим артистизмом, во-вторых, точностью попадания в ноты, в-третьих, продуманным молодежным материалом.

Мы уже записали с ней одну аранжировку, вторая в процессе, сейчас ждем, когда пройдет проверка модераторов.

Сергей работает со всеми жанрами, но не рэпом. Фото: Дарья БЕСКОРОВАЙНАЯ.

Сергей работает со всеми жанрами, но не рэпом. Фото: Дарья БЕСКОРОВАЙНАЯ.

Техника не заменит человека

– Какова роль звукорежиссуры в Приморском крае?

– Роль высокая на самом деле. Концертная звукорежиссура – это очень серьезный размах, потому что нужно принимать много решений и совершать кучу действий в реальном времени. В студии можно спокойно остановиться и попить чай, а на сцене нужно каждую секунду быть начеку, может что-то поломаться, упасть, это большой стресс.

– У нас обучают звукорежиссуре?

– Конечно. Во Владивостоке есть специальные программы обучения в Дальневосточном федеральном университете, Дальневосточном государственном институте искусств и в колледже. Я работал там преподавателем полтора года.

– Какое вы видите будущее звукорежиссуры?

– Пока есть рок-н-ролл – звукорежиссура будет жить! Никакой автоматический микшер не заменит живого человека, потому что человек знает где, кому и когда нужно быть громче или тише. Все это, конечно, можно прописать в коде, но будет скучно. А звукорежиссура – это не скучно! Я работаю с людьми, как художественный руководитель. От меня зависит то, дойдет ли до слушателей информация, в том виде, в котором ее задумывал автор.

«Звукорежиссура – это не скучно». Фото: Дарья БЕСКОРОВАЙНАЯ.

«Звукорежиссура – это не скучно». Фото: Дарья БЕСКОРОВАЙНАЯ.

– Какой вы можете дать совет людям, которые только начинают заниматься звукорежиссурой?

– Нужно больше слушать и анализировать. Стараться меньше смотреть в экран монитора с открытой программой имитации настоящих железных приборов. В противном случае можно совершить ошибки, потому что большое внимание уделяется не слуховому, а визуальному восприятию.

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам: vl@phkp.ru или +7 924 000-10-03 (Telegram, WhatsApp).

И не забудьте подписаться в социальных сетях: Telegram; Zen; ВКонтакте, Одноклассники.

При использовании материалов издания ссылка на «КП – Владивосток» обязательна.