Приморье вырывается в авангард экономики Дальнего Востока.
В эти предновогодние дни традиционно подводят итоги уходящего года в самых разных сферах жизни. Любому понятно, что экономика - это основа существования любого человека, семьи, региона или государства. Расскажем читателям, с какими результатами подошел к финалу 2023 года Приморский край.
Деньги – «кровь» экономики. Это то, ради чего работает бизнес, и главное, что позволяет ему развиваться. Объем вложений в экономику региона – параметр важный.
В 2023 году российские и иностранные компании инвестировали в экономику края 350 миллиардов рублей.
Речь идет о различных сферах: от транспорта, логистики и строительства до сельского хозяйства и рыболовства. В сравнении с прошлым годом, объем средств вырос примерно в полтора раза. Это означает, что инвесторы видят потенциал и перспективы развития Приморского края.
Сельское хозяйство, пожалуй, одна из самых важных отраслей экономики. Без хлеба, мяса и молока сложно построить процветающий регион. И лучше, когда оно свое, местное. И стоит дешевле из-за короткого плеча логистики, да и по вкусу привычнее.
В сельскохозяйственных организациях региона, фермерских хозяйствах и на частных подворьях в Приморье нынче почти 24 тысячи коров, 24,5 тысячи коз и овец, 359 тысяч свиней и 2,3 миллиона птиц.
О сельском хозяйстве в цифрах
С января по октябрь 2023 года крестьяне и переработчики поставили:
почти 42 тысячи тонн мяса, больше 40 тысяч тонн колбасы и почти 15 тысяч тонн мясных полуфабрикатов;
приморские буренки дали 117 тысяч тонн молока, 21 тысяча тонн которого поступила на прилавки магазинов;
произвели две тысячи тонн творога и 15 тысяч тонн другой «кисломолочки», больше трех тысяч тонн мороженого и 70 тонн сливочного масла;
произвели больше 233 миллионов куриных и перепелиных яиц.
Не подвели и растениеводы, которые собрали больше 360 тысяч тонн сои, больше 280 тысяч тонн кукурузы и 26 тысяч тонн риса, вырастили почти 160 тысяч тонн картофеля и чуть меньше 64 тысяч тонн овощей.
Больше 41 тысячи тонн хлеба, почти девять тысяч тонн кондитерских изделий, по шесть тысяч тонн макарон и крупы.
Несмотря на паводки, приморцы собирали кукурузу, сою и пшеницу.
Фото: Мария ЛЕНЦ
Всего сельхозпредприятия и фермеры Приморья произвели за год продукции почти на 32 миллиарда рублей.
Не менее важной отраслью для Приморья является рыболовство. В этом году приморские рыбаки поймали больше 700 тысяч тонн рыбы и прочих морских обитателей. Вылов основной дальневосточной морской промысловой рыбы, минтая, достиг 487 тысяч тонн. А еще на прилавки поступило больше 70 тысяч тонн сардины иваси и больше 23 тысяч тонн кальмара.
Но не выловом единым, как говорится. В Приморье для переработки минтая построено несколько заводов в ТОР «Надеждинская» (ныне ТОР «Приморье») и «Большой Камень». В крае всего переработали почти полмиллиона тонн рыбы, ракообразных и моллюсков. Произведено больше 300 тысяч тонн замороженной рыбы, 12 тысяч тонн икры, почти 100 миллионов банок рыбных консервов и пресервов и три миллиона банок консервов из других морских обитателей.
В общем, рыбной продукции Приморский край отгрузил на 95 миллиардов рублей.
Рыба – одна из основных отраслей.
Фото: Артем КИЛЬКИН
К слову, приморская рыбка пользуется большим спросом не только в крае и России, но и за рубежом. Наши морепродукты с радостью покупают в Китае, Республике Корея и других азиатских странах.
В 2023 году Приморье продало в соседние и отдаленные страны агропромышленной продукции больше чем на 1,2 миллиарда долларов, из которых 978 миллионов долларов покупатели заплатили за рыбу и морепродукты.
Общий торговый оборот только с Китаем, который является основным внешнеэкономическим партнером Приморья, уже к сентябрю этого года превысил 7 миллиардов долларов. А к концу года он может достичь планки в 10 миллиардов долларов.
Китайских партнеров интересуют, в первую очередь, приморские морские деликатесы и рыбная продукция, экологически чистые и качественные российские продукты питания, а также приморские щепа, брус и бревна.
Впрочем, Приморье важно иностранным партнерам не только с точки зрения поставки продукции. Разветвленная дорожная сеть и наличие портов делает Приморье важным грузовым хабом на великом транспортном пути из Европы в Юго-Восточную Азию.
И даже из Китая в Китай товары иногда проще возить через Приморский край. Так, с этого года через дороги и порты Приморья начали идти товары из северо-восточных провинций Поднебесной в ее южные регионы, что, по мнению китайских властей, позволило заметно снизить стоимость доставки.
А Приморью это дает развитие грузооборота. Так, в этом году автомобильным транспортом перевезли больше 11,5 миллиона тонн грузов. А по железной дороге одной только рыбы вывезли 620 тысяч тонн. Всего за 2023 год приморские транспортные предприятия оказали услуг больше чем на 500 миллиардов рублей.
Разумеется, развитие экономики не может происходить без людей. А им, в первую очередь, нужно комфортное и удобное жилье. Строительство его в Приморье идет ударными темпами. В 2023 году в крае построили 13 108 новых квартир общей площадью 945,7 тысячи квадратных метров – на 17% больше, чем годом ранее. За неполный 2023 год в регионах ДФО начато строительство 2,7 миллиона квадратных метров жилья. На 76% больше, чем в прошлом году. Механизмами, которые «подстегнули» и простимулировали рынок жилья в ДФО, стали «Дальневосточная ипотека» (наиболее востребованная ипотечная программа) и различные меры поддержки.
Вот так прошел 2023 год – несмотря на трудности, очень удачно. Приморье побило рекорды по многим параметрам. Пока что 2024-й сулит только улучшение уже имеющихся перспектив. Несмотря на проблемы, регион стал лидером по темпам строительства, выдаче льготных кредитов, рыбопромышленной отрасли и даже по нескольким сферам сельского хозяйства. Приморью прочат роль авангарда Дальнего Востока. Исполнится ли эта мечта – покажет время.
Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам: vl@phkp.ru или +7 924 000-10-03 (Telegram, WhatsApp).
И не забудьте подписаться в социальных сетях: Telegram; Zen; ВКонтакте, Одноклассники.
При использовании материалов издания ссылка на «КП – Владивосток» обязательна.