Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+13°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
1 июня 2024 0:31

«Люди не поверили, что это Россия»: вот зачем режиссеры фильма «Огненный лис» месяцами жили на гречке и консервах

Фильм «Огненный лис», снятый на Камчатке, посмотрели более 250 тысяч человек
История Ветра – о преодолении страхов. Фото: предоставлено «КП» авторами фильма

История Ветра – о преодолении страхов. Фото: предоставлено «КП» авторами фильма

В конце мая на большие экраны страны вышел удивительный и непохожий на другие фильм, снятый в самом сердце Камчатки – в Кроноцко-Богачевской тундре. Это центр главного заповедника полуострова, Кроноцкого. Историю преодоления лисом по имени Ветер своих детских страхов в одном из самых красивых и суровых мест Земли в течение трех лет снимали Анна и Дмитрий Шпиленок. За две недели фильм «Огненный лис» вошел в тройку лидеров российского проката – его посмотрели более 250 тысяч человек.

О том, почему именно лисы стали героями фильма, как шли съемки и чем он отличается от других фильмов о природе, «Комсомольской правде – Дальний Восток» рассказали его создатели.

Когда нельзя не снимать

Идея создания фильма, посвященного этим животным, родилась у Дмитрия Шпиленка в далеком 2006 году. Тогда он впервые оказался на Камчатке, влюбился в природу этого удивительного полуострова и встал на ее защиту в составе оперативной группы Кроноцкого заповедника – тогда здесь очень остро стояла проблема браконьерства на Курильском озере, где нарушители незаконно добывали нерку. Дмитрий, как человек заповедной системы, много лет проработавший в «Брянском лесу» и других охраняемых территориях, не смог остаться в стороне.

Все это время режиссер наблюдал диких животных, обитающих в заповеднике, хотел снимать их, но не имел возможности делать это – борьба с браконьерством отнимала все время.

– Во мне потребность снимать выросла за эти пять лет. И за это время сложилось понимание, что невозможно не снять фильм о лисах. Потому что лиса – это и хищник, и жертва, они милые, увлекают. Они лучший проводник в мир дикой природы. Если есть желание сделать эмоциональный фильм и влюбить людей в наши заповедники, то это лучший представитель, на которого у зрителя есть самый большой отклик, – говорит Дмитрий.

Съемки велись и в дождь, и в снежную бурю. Фото: предоставлено «КП» авторами фильма.

Съемки велись и в дождь, и в снежную бурю. Фото: предоставлено «КП» авторами фильма.

История жизни, а не учебник биологии

В 2020 году Дмитрий и Анна отправились в самый центр Кроноцкого заповедника. И задержались здесь на три года.

– У нас было три экспедиции по семь-девять месяцев каждая, с небольшими перерывами. В сумме мы прожили там 26 месяцев. Это тяжело – держать в фокусе одну особь столько времени. Но с лисами это реально, потому что они территориальные животные. То есть, приехав на то же место через год, мы видим, что если у особи все в порядке, то она ту же нору и территорию и занимает, – рассказывает Анна Шпиленок.

Авторы подчеркивают, что изначально планировали снимать не научно-популярный фильм, а настоящую историю животного, со всеми его переживаниями и чувствами.

– Хотя научпоп снять было проще – это как иллюстрация учебника биологии. Мы в первый сезон могли сделать добротный и красивый фильм, не делая попытку рассказать реальную историю лиса. Мы же хотели сделать работу для детей, чтобы увлечь эмоциональной историей. Потому что как можно изменить отношение к природе, если мы смотрим «учебник биологии», как это снимают BBC или National Geographic? – отмечает Дмитрий.

Однако нельзя этот фильм называть и художественным, ведь он полностью построен на документальном материале, ни на шаг не отступая от того, что происходит в дикой природе.

– Срежиссировать там в принципе невозможно, потому что это будет вмешательство с нашей стороны, а дикие звери это воспримут как агрессию, сменят норы, перенесут щенков – и все, съемки закончатся. Поэтому нужно как можно дальше держаться и тогда они начинают жить полноценно, вести себя расслабленно и там начинается такая феерия событий, что там просто нужно быть рядом и снимать, – отметила Анна.

Изначально авторы планировали снимать не научно-популярный фильм, а настоящую историю животного. Фото: предоставлено «КП» авторами фильма.

Изначально авторы планировали снимать не научно-популярный фильм, а настоящую историю животного. Фото: предоставлено «КП» авторами фильма.

О Ветре и страхе

Лис далеко не сразу стал главным героем фильма. Предполагалось, что ими станут лиса Лава и ее супруг, черобурый лис Тайсон. Их и снимали в первый год. Однако, когда авторы фильма вернулись на второй год, Тайсон пропал. А робкого и нерешительного Ветра красавица Лава в первое время к себе просто не подпускала.

История Ветра драматична. Он родился совсем не альфа-самцом и остался единственным выжившим из своей семьи после нападения медведя. Чудом лисенок смог пережить первую зиму и все-таки завоевать сердце красотки Лавы. Но поселившийся в сердце страх он смог преодолеть далеко не сразу.

– Мы два года не верили в него и не хотели снимать, потому что он боялся всего. Он приносил лисятам пищу, они выскакивали, чтобы с ним поиграть, а он от них убегал. У нас есть много материала, на котором видно, какой он паникер, всего боится. Но потихоньку он стал работать над собой, – говорят документалисты.

И вот, обретя счастье и семью, Ветер снова сталкивается с самым большим своим страхом – медведем.

– Наш фильм, одновременно, о дикой природе и о наших внутренних страхах, которые есть в каждом из нас и мешают нам двигаться дальше. Страх, который мешает нам состояться и реализовать свои шансы. Мы хотим, чтобы зрители, выходя из зала, поверили в себя больше, - рассказывает Анна.

Медведы - самый большой страх Ветра. Фото: предоставлено «КП» авторами фильма.

Медведы - самый большой страх Ветра. Фото: предоставлено «КП» авторами фильма.

От тундры до экранов

Путь фильма на большие экраны, как и судьба его героя, оказался весьма непростым. В авторов не верили – слишком амбициозной многим казалась задача снять полнометражное кино вдвоем. А большую съемочную группу собирать было нельзя – это создало бы слишком большой стресс для животных.

Поэтому первые два года Дмитрий и Анна, месяцами отрезанные от цивилизации, большую часть времени «жили» на консервах и гречке.

И только в начале третьего сезона они случайно встретились с бизнесменом Дмитрием Войновским, прилетевшим в заповедник как турист.

– Он посмотрел фильм «Нерка. Рыба красная» (второй фильм Дмитрия Шпиленка) и сказал, что хотел бы поучаствовать, если еще не поздно. И он был первый человек, который спросил: «А что вам нужно?». Мы говорим: «Камера нужна, потому что у нас еще третий сезон съемки». И мы так были рады, что Дмитрий помог нам купить настоящую кинокамеру, что мы пересняли очень многие кадры. Центральные события, конечно, остались в низком качестве, но атмосферу, ландшафты, крупные планы лис мы пересняли на камеру Red, которой и в Голливуде используют, – делятся авторы.

Путь фильма на большие экраны оказался весьма непростым. Фото: предоставлено «КП» авторами фильма.

Путь фильма на большие экраны оказался весьма непростым. Фото: предоставлено «КП» авторами фильма.

После этого у авторов началась полоса удачи. Они получили субсидию от министерства культуры – небольшую, но позволившую закрыть некоторые моменты постпродакшена и деньги от фонда сохранения экосистем Сибири и Дальнего Востока.

Большой экран не ждал

– Люди не привыкли ходить на фильмы о дикой природе в кинотеатры – посмотрим на торрентах или, когда по телевизору покажут. Такое же мнение было у прокатчиков. Мы написали общие письма, не имея никаких связей и опыта работы с прокатчиками. Ответил нам «Карропрокат»: у них какой-то внутренний отклик появился. Они настолько влюбились в лисенка, что решили рискнуть.

За первые же неполные выходные фильм выбился в тройку лидеров российского проката, подвинув многие игровые фильмы со звездными режиссерскими и актерскими составами.

- Люди чувствуют мир и дикую природу, вовлекаются в эти процессы. Многие пишут «Мы не знали, что Россия такая прекрасная». И они очень этим гордятся. Фильм - это новый эмоциональный взгляд на братьев наших меньших, и вовлеченность зрителей очень большая. Мы несколько раз на показах наблюдали, как даже мужики брутального вида в зале сидели и слезы утирали, - делятся авторы.

Зрители со всей страны удивились тому, какая в России природа. Фото: предоставлено «КП» авторами фильма.

Зрители со всей страны удивились тому, какая в России природа. Фото: предоставлено «КП» авторами фильма.

История матери-медведицы

Авторы готовятся уже в августе вновь отправиться в Камчатские дебри. Их новый проект посвящен медведям.

- Мы хотим так же сосредоточиться на герое, на уникальности его жизни и характера. Пока что у нас идея – рассказать историю, которая будет, в первую очередь, понятна матерям. Мама, у которой родился необычный малыш. Медведь на вершине пищевой цепочки, но малыш, совсем не понимающий, что он хищник, создает проблемы. Родительница должна его уберечь от смерти, вырастить и научить его, как нужно жить.

Авторы готовятся уже в августе вновь отправиться в Камчатские дебри. Фото: предоставлено «КП» авторами фильма.

Авторы готовятся уже в августе вновь отправиться в Камчатские дебри. Фото: предоставлено «КП» авторами фильма.

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам: vl@phkp.ru или +7 924 000-10-03 (Telegram, WhatsApp).

Обсудить опубликованные истории: Telegram; Мы в Дзене; VK; Одноклассники.

При использовании материалов издания ссылка на «КП – Владивосток» или «КП – Дальний Восток» обязательна.