В воскресенье ушел из жизни Народный артист России Анатолий Равикович.
В декабре актер отметил 75-летие. Видно было, что чувствует себя неважно: похудел, был грустным. Но работал до последнего. Еще в феврале выходил на сцену Театра комедии имени Акимова в спектакле «Средство Макропулоса».
В постановке он был занят вместе с женой Ириной Мазуркевич. Ирина Степановна играла Эмилию, которая знает секрет вечной молодости, а Анатолий Юрьевич – ее давнего возлюбленного.
- Мы и подумать не могли, что Равикович уйдет из жизни, - разводят руками в театре. – Он держался хорошо, был бодрячком. Но не шутил и не улыбался.
Все знали, что актер болеет, но до сих пор Равикович успешно справлялся с недугом. Дней десять назад артиста положили в клинику на плановое обследование. И вновь до последнего никто и подумать не мог, что все кончится так внезапно и так печально.
- У него всегда было слабое сердце, - говорят в театре. – Перенес несколько инфарктов, шунтирование, вставил кардиостимулятор. Вчера у Анатолия Равиковича случился инфаркт.
Впрочем, официального медицинского заключения пока нет. Вдова Ирина Мазуркевич не может говорить от горя. Они прожили с мужем больше тридцати лет, сыграли свадьбу в 1980 году. Вырастили дочь Елизавету, которая подарила им внука.
Справка «КП»
Анатолий Равикович родился 24 декабря 1936 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский театральный институт. Работал в драмтеатре Комсомольска-на-Амуре, в Сталинградском театре имени Горького. Затем режиссер Игорь Владимиров пригласил его в свой театр имени Ленсовета. В 1988 году натолий Равикович вместе с женой Ириной Мазуркевич перешел в театр Комедии имени Акимова. Звездной ролью в кино для него стал Хоботов в «Покровских воротах».
Три фразы Хоботова из «Покровских ворот»
- Прости меня, я же не спрашиваю тебя, одна ли ты идешь сегодня в загс!
- Так вот, я женюсь! - Нет, ты не женишься! Умалишенных не регистрируют!
- А что мне делать? Маргарита Павловна ее не одобрила, вот и верчусь. В своем немолодом уже возрасте веду иллюзорную жизнь, хожу в кино на последний сеанс, три раза был в оперетте, теперь вот на катке. Один раз водил ее на лекцию. Она пошла по доброте своей.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Прощайте, Хоботов!
Почему из всех его ролей всем без исключения сразу вспоминается одна - в легендарном фильме Михаила Козакова?
Бывает так, что актер, сыгравший в кино не один десяток ролей, запоминается зрителю по одному-единственному выходу. С Анатолием Равиковичем произошел ровно такой случай - на его счету небольшие роли в знаменитых «Блондинке за углом» и «Прохиндиаде», «Мушкетерах» и «Улицах разбитых фонарей». Но вся страна знала его как Хоботова из «Покровских ворот».
Самого его такое положение вещей никогда не смущало. В своих редких интервью он рассказывал, мол, не каждому актеру удается сыграть вообще хотя бы одну роль, которая станет одновременно и культовой, и народной. И неизменно с теплотой вспоминал времена работы с Михаилом Козаковым.
До феноменального успеха «Покровских ворот» (пролежавших, кстати, до этого на полке два года) у Равиковича уже был небольшой опыт работы в кино. Дебютировал он в крохотном эпизоде в фильме «Агония» советского классика Элема Климова. Позже были всесоюзный детский телехит «Капитан Соври-голова» и - речь вновь о небольшом эпизоде - полузабытая картина «Мой папа - идеалист» Владимира Бортко.
Но «Покровские ворота», конечно, изменили все. Роль Хоботова, живущего в одной квартире со своей женой Маргаритой Павловной и ее любовником Саввой Игнатьичем, была и выигрышной, и провокационной для советского кинематографа 80-х.
Почему после «Покровских ворот» Равикович не сыграл другие по-настоящему знаменитые роли? Ответ вновь в его интервью - он ощущал себя прежде всего театральным актером. И с 1988 года сыграл множество больших ролей в петербургском Театре комедии имени Акимова.
В последние несколько лет актер чувствовал себя неважно. С трудом отснялся в «Возвращении мушкетеров» в привычной для себя роли кардинала Мазарини. Выпустил автобиографическую книгу. Название он ей дал «Продолжения не будет». После выхода книги четыре года прошли в борьбе с тяжелым недугом...
Александр НЕЧАЕВ