Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+13°
Boom metrics
12 августа 2004 22:00

Во Владивостоке хотели проложить метро. Часть 2-я

От Второй Речки до Чуркина за 15 минут - это могло стать реальностью уже в 2005 году.
Источник:kp.ru

От Второй Речки до Чуркина за 15 минут - это могло стать реальностью уже в 2005 году.

В прошлом номере "толстушки" ("КП" за 6 августа) мы рассказали о планах строительства владивостокского метро: в конце 70-х годов прошлого века этим проектом занимались ленинградские и приморские архитекторы. Корреспонденту "Комсомолки" удалось связаться с одним из проектировщиков "подземки" Валентином Аникеевым. Об особенностях владивостокского метрополитена и о том, почему же он все-таки не был построен, читайте в этом материале.

Справка "КП"

В 2005 году Владивосток должен был стать "городом-миллиоником"

- Сейчас из пяти авторов генерального плана города трех человек уже нет в живых, - рассказывает Валентин Васильевич. - Это ленинградец Игорь Тарушкин, владивостокцы Юрий Траутман и Василий Карепов. Остались только я и Эмилия Горбачева, ныне живущая в Санкт-Петербурге.

В 1974-1978 годах именно эти люди разрабатывали генеральный план развития Владивостока. А особенное внимание они обратили на транспортную схему. Оно и понятно - владивостокские дороги всегда были "головной болью", а народу в городе все прибавлялось. Ученые даже подсчитали, что к 2005 году население приморской столицы должно было достигнуть 800 тысяч человек. А если приплюсовать артемовцев и жителей пригородных поселков, то цифра получалась и вовсе впечатляющая - миллион человек.

Архитекторы и транспортники накидали четыре варианта спасения Владивостока от будущих транспортных проблем. В первом большие надежды возлагались на метро. Во втором варианте внимание уделялось "скоростному трамваю". А третья и четвертая версии были посвящены маршрутам "экспресс-автобуса". Естественно, что от обычных трамваев, троллейбусов и автобусов отказываться никто не собирался.

К идее метро архитекторы относились особенно тепло. Ведь, кроме спасения краевой столицы от транспортных пробок, метрополитен мог выполнить еще одну важную функцию.

Метро - бомбоубежище для чиновников "белого дома"

- В те годы бушевала "холодная война", - рассказывает Валентин Аникеев. - США не слишком жаловали Советский Союз. С другой стороны, Китай тоже не был нашим другом. Мао Цзэдун активно строил противоатомные убежища по всей стране. СССР тоже не отставал, причем советские люди действовали так же, как и китайцы. Все убежища строились не только как убежища. Идея "двухцелевого назначения" активно воплощалась в жизнь. К примеру, все подземные гаражи, пивные бары, детские клубы в то время строились с таким расчетом, чтобы в случае бомбежки спрятать туда окрестных жителей. Та же участь ожидала и метро.

Была разработана даже схема спасения чиновников крайисполкома, обосновавшихся в "белом доме". Управленцам катастрофически не везло в плане безопасности. Подземный гараж и подземный переход около "белого дома", построенные с целью упрятать туда чиновников в случае опасности, атомного удара бы не выдержали. А вот метро подошло бы идеально. Тем более что одна из веток подземки должна была начинаться в районе музея имени Арсеньева, то есть совсем близко к зданию администрации.

В общем, метро во Владивостоке пригодилось бы как противоатомное убежище. Но по прямому транспортному назначению оно, увы, оказалось бессмысленным. Архитекторы прикинули, что при населении в 800 тысяч пассажиропоток на участке "Улица Ленинская - Проспект 100-летия" составил бы 13 тысяч человек в час пик. А метро способно перевозить более 50 тысяч пассажиров в час. Разница очевидна...

В общем, метро не выдержало никакой экономической критики, и его проект был отклонен как преждевременный.

Кстати

Фото автора и из личного архива Валентина Аникеева.