Перечислять все награды сегодняшнего нашего героя можно долго: ордена Красной Звезды, за боевые заслуги, за оборону Москвы… Сейчас Александр Васильевич возглавляет городской совет ветеранов Находки, а параллельно готовится к московскому параду: он - один из четырех героев войны из Приморья, приглашенных в столицу на празднование знаменательной даты.
«На фронт никто меня не провожал»
Родился Александр Васильевич 8 марта 1922 года в крестьянской семье в одной из деревень Партизанского района Приморского края. И пусть дата рождения пришлась на женский праздник, мужества в Александре было предостаточно: как только пришла повестка, он тут же отправился в военкомат.
- Я тогда в сельпо бухгалтером работал, - вспоминает ветеран, - как получил повестку, прямиком в военкомат пошел. Даже домой не заехал – не хотел мать расстраивать. Так что на войну меня никто не провожал.
Вот так, не попрощавшись, 3 июля 41-го Александр Васильевич ушел на фронт, а вернулся домой лишь спустя пять с половиной лет – 26 декабря 1946 года.
- Мать так обрадовалась, что я живой вернулся, - улыбается герой. - Уж не до обид было.
1305 дней на войне
Из военкомата Александра Васильевича направили в зенитно-артиллерийский полк, который позже, уже на фронте, вошел в резерв главного командования.
- Нашу дивизию перебрасывали на тот участок фронта, где намечалось грандиозное наступление советских войск, - рассказывает ветеран.
География боевых действий простого бухгалтера из Уссурийска поражает не меньше, чем количество его наград. В период войны артиллерист участвовал в освобождении северо-западной территории Советского Союза: городов Калуга, Можайск, Ржевск, Брянск, Великие Луки, Киров, Орел, северно-восточных областей Украины и Белоруссии и прибалтийских республик.
Всего Александр Васильевич провел на войне 1305 дней и ночей. Однако и 9 мая война для героя не закончилась.
- В конце июля 45-го года нашу дивизию перебросили в Монголию воевать с Японией в составе Забайкальского фронта, - рассказывает ветеран. - Мы наступали через хребет Большой Хинган, охраняя наземные войска от японской авиации и с боями прошли от Северной Маньчжурии до Порт-Артура.
Как от врачей с контузией убегал
Как и тысячи других парней, Александра Васильевича призвали на войну, едва ему исполнилось восемнадцать.
- Поначалу страшно, конечно, было, по молодости-то, - вспоминает ветеран. - Но уже с середины 42-го страх прошел, привыкли мы, все каким-то обыденным стало.
Бои шли каждый день. И всякий раз немецкие самолеты надвигались огромной тучей. Они слетались к месту боя, как стервятники, заходили даже со стороны солнца, чтобы мы не видели цель.
В одном из таких боев от разрыва снаряда Александр Васильевич получил контузию. Дело было под Ригой. Раненого солдата унесли в полевой госпиталь, что следовал за передовыми войсками. Однако отлеживаться долго герой не собирался - спустя десять дней сбежал в свою батарею.
- Обычно, если попадаешь в госпиталь, а твоя часть уходит, то редко возвращаешься обратно, - говорит ветеран, - а я хотел в свою дивизию, к ребятам.
В расчете Карновича были бойцы чуть ли не всех союзных национальностей: татары, казахи, таджики, украинцы... И всегда, даже в самые голодные дни, когда из еды был лишь щавель либо похлебка из ржаной муки, все ели из общего котла, усевшись вокруг с ложками.
- Вот такая была дружба, - гордо говорит герой.