Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+19°
Boom metrics
Общество4 июля 2012 5:41

Школьник повесился из-за того, что не смог сдать ЕГЭ по истории

Я, конечно, догадывалась: разговора не будет. Меньше всего в этой квартире ждут сегодня нашего брата-журналиста. Так и вышло
Источник:kp.ru
Никита Загуменный не смог пережить своего провала на экзамене

Никита Загуменный не смог пережить своего провала на экзамене

- Нет! Мы ни с кем не разговариваем, - испугалась моему появлению хозяйка и быстро закрыла дверь.

Еще недавно по этому адресу в сахалинском городе Корсакове проживала дружная и, как считали многие, благополучная семья: мама с папой и два мальчика, два сына-школьника. Папа - Андрей Загуменный, второй по значению в городе полицейский, начальник службы общественной безопасности. Мама, Светлана, - тоже сотрудник полиции. Старший, Никита, - выпускник школы, без пяти минут студент академии ФСБ. Во всяком случае, до страшных событий начала июня именно таким виделось ближайшее будущее ему самому и родителям.

Но сегодня в квартире по улице Нагорной новый хозяин - горе. Потому что Никиты нет и уже никогда не будет. 8 июня его искали всем личным составом корсаковского ОВД, перевернули весь город, добрых полсуток терялись в догадках, пока в паре километров от дома Загуменных, в перелеске за агаровым заводом и дачами, не обнаружили повешенным на белом электрошнуре.

За неделю до случившегося паренек, как и все его одноклассники, сдавал ЕГЭ. Он выбрал историю и должен был сдать без проблем, потому что по истории у него «пятерка». Но 7 июня в школе объявили результаты, и оказалось, что Никита экзамен не сдал. Набрав 30 баллов, до проходных 32 не дотянул всего-то чуть-чуть. Но суров ЕГЭ: чуть-чуть не считается.

Мальчишка, конечно, знал, - целый год им это в школе твердили, - что результат экзамена можно оспорить, конфликтная комиссия взрослых заявление рассмотрит и, скорее всего... все оставит, как есть. А это значит, что год будет потерян, потому что право пересдачи у школьника есть только по обязательным русскому и математике, а предметы по выбору тут же, сходу, не пересдашь. Запрещено.

Заглянуть в ад кромешный, куда 7 июня попала Никиткина душа после объявления результатов экзамена, никому не дано. Известно лишь, что из школы мальчик побрел домой, родителей не застал - их среди дня дома никогда не бывает, погулял по району с подружкой, она потом скажет следователю: мол, все было, как всегда, ну расстроился, конечно, из-за ЕГЭ. Но в целом ничто не предвещало... А потом Никиту нашли в петле.

«Мы все на нервах…»

Черная новость из Корсакова громыхнула на страну и затихла. Также за несколько дней до нее «стрельнули» похожие сообщения о подростковых суицидах после «двоек» по ЕГЭ из Воронежа, Башкирии, Нефтеюганска, Бурятии, Горноалтайска... В «гробовой» список могли попасть Владивосток, Южно-Сахалинск и другие города, о которых лично я просто не знаю. Но не попали - попытки, к великому счастью, не удались.

В том же Южно-Сахалинске, к примеру, девятиклассница Даша (имя по просьбе ее мамы изменено. - Авт.), провалив ГИА по математике (государственную итоговую аттестацию - так нынче называется такой экзамен в 9-м классе), пошла куролесить с друзьями и, неслабо выпив «с горя» пива, едва не погибла: пьяная, села дома на подоконник, потеряла равновесие и кувыркнулась со второго этажа из открытого настежь окна. Тяжелая черепно-мозговая травма, кома, реанимация, больничная палата, где девочка находится до сих пор, общий семейный шок - вот тебе и ГИА, итог девяти лет школьной учебы.

- Да нельзя ни в коем случае цеплять недавние ЧП со школьниками к экзаменам! - Замминистра образования Сахалинской области Наталья Мурашова в корне не согласна с теми, кто винит в подростковых несчастьях нынешнюю систему проверки школьных знаний. - Я - сторонник ЕГЭ. Да, это стресс. Да, требования в этом году ужесточены. Только за обнаруженные мобильные телефоны у нескольких наших выпускников уже аннулированы результаты экзаменов. Но в целом система отработана до мелочей. Область проверял Роспотребнадзор - без замечаний! Так что неожиданных вещей для нас нет и не будет.

Чиновники от образования, а также директора школ и учителя (во всяком случае, других мнений услышать не довелось) гибель и увечья школьников комментируют одинаково, как сговорились.

- Школа не виновата. Никто не знает, что в том же Корсакове произошло на самом деле. Парень возвращался домой из школы в абсолютно нормальном состоянии, - обронила в разговоре Наталья Мурашова.

- Мы в шоке. Ничего не понимаем, - сказала мне в Южно-Сахалинске классный руководитель травмированной девятиклассницы Даши Галина Бондарева. - Нормальный ребенок, успевающий. К семье - никаких вопросов. Школа сделала все для подготовки ребят к экзамену. С чего вдруг у девочки такой срыв?..

- Чем объяснить, что Никита завалил ЕГЭ, имея в аттестате «пятерку»? - повторила мой вопрос директор корсаковской школы № 3 Людмила Занина. И - на истерике: - Как чем? Жизнью! Мы сделали все, чтобы наши выпускники успешно сдали экзамены. И семья не виновата. Прекрасная семья! Только я вам ничего не говорила. Дайте мне выжить! Я уже и за себя не ручаюсь. Учителей наших не трогайте. Вы что, хотите их убить? Мы скоро месяц на уколах и таблетках. Все на нервах. А еще выпускной проводить.

В это школе учился погибший подросток

В это школе учился погибший подросток

На ЕГЭ как на ЕГЭ

В дни моей командировки сахалинцы сдавали последние выпускные экзамены. Увидеть ЕГЭ воочию не удалось. Чтобы пройти в школу, которая на время перестает быть школой и стараниями щедрых на выдумки чиновников превращается в ППЭ (пункт проведения экзамена), надо иметь спецпропуск. Чтобы получить спецпропуск, необходимо загодя, кажется, за месяц - быстрей все равно не рассмотрят - подать в министерство заявление. Может быть, его удовлетворят. А может, и нет. Если вы все же получили заветный доступ в ППЭ, вам, как и сдающим экзамен ребятам, предстоит пройти так называемый трехступенчатый кордон, и охранники выудят из вас все запрещенные к проносу предметы - главное, отдать мобильный телефон. Ваше имущество запакуют по типу вещдоков и спрячут в спецсейф. Сходить во время экзамена в туалет и взрослым, и детям удастся только в сопровождении надзирателя. И никаких перекусов, никаких старых добрых бутербродов с чаем! В общем, всем смирно. Шаг влево, шаг вправо - побег. На ЕГЭ как на ЕГЭ.

Поболеть за своих выпускников приходят к школе и родители, и учителя. Тянутся безразмерные часы ожидания. За разговором время летит быстрее.

- Ума не приложу, как сказать ученику, что он не сдал предыдущий экзамен, - обреченно роняет одна из преподавателей. Классная дама тоже «вся на нерве», хоть врача вызывай.

- А в чем, - спрашиваю, - проблема?

- Хорошо знаю семейную ситуацию. Там такой папаша… Боюсь, побьет мальчишку.

Образуем консилиум, прикидываем, как быть. Решили так: во избежание худшего надо про «неуд» сказать для начала не мальчику, а его горе-родителю, непременно следить за опасной ситуацией и действовать по обстановке.

А обстановка, между прочим, тревожна по всем фронтам. Под прицелом не только дети, но и учителя. Встречаются родители, понижают голос мои собеседницы, от которых нет спасения: звонят учителю, звонят в минобразования области, угрожают привлечь и даже покалечить за «двойку». Так что самим бы не попасть под раздачу…

Учителя критикуют ЕГЭ. И за форму проведения, и за содержание экзаменационных заданий – КИМов (так называемых контрольно- измерительных материалов). Но как только я попросила женщин назвать себя, тут же: «Ну что вы, нам еще работать, это мы вам наговорили просто так, не для прессы». И наш кружок вмиг рассыпался.

В поисках позитива иду в администрацию Южно-Сахалинска. Там меня посылают в гимназию № 3. Две милые женщины, два завуча по учебно-воспитательной работе Ирина Ли и Елена Скоморохова, провели для меня краткий элективный курс («элективный», то есть «выбранный», - еще одно новое школьное словцо эпохи ЕГЭ) на тему полного экзаменационного благополучия в отдельно взятой гимназии № 3. Вот, говорят, одна наша выпускница после «неуда» по ЕГЭ даже интервью дала местному телевидению - мол, ну и что, надо не зацикливаться на неудачах, а искать варианты решения проблемы. Реакция здоровая, потому что в гимназии № 3 дети из года в год обучаются стратегии и тактике сдачи ЕГЭ по особой методике, интерактивно, с неоднократными сдачами пробных экзаменов, промежуточным анкетированием, самопроверками, модулями, корректировками, онлайн тестированием под контролем со стороны родителей и педагогов. А вот, вспомнили завучи, так вообще инновация: гордость школы, выпускник подошел к подготовке к ЕГЭ творчески и поставил с друзьями эксперимент с целью «выяснить максимально эффективный способ понизить уровень адреналина в крови, когда его повышенная концентрация не требуется». Для этого один из ребят месяц пил отвар ромашки, второй налегал на глицин, а третий спасался аутотренингом - этот «способ борьбы с адреналином» (в результате замеров у участников давления и пульса) и победил. А реферат «Гормоны и их действие на организм человека» стал лучшим на школьном областном конкурсе рефератов.

Уходила я из гимназии в отличном настроении и твердом убеждении, что даже с ЕГЭ можно бороться, можно смягчить стресс-удар и защитить наших детей. Но - от кого? От нас же, взрослых - надзирателей, запретителей, экзаменаторов, авторов «секретных материалов» ЕГЭ?

Кому «двойка»?

Заместитель директора московской гимназии на Юго-Западе, кандидат биологических наук Сергей Глаголев - один из немногих российских учителей, кто открыто, не боясь, критикует сегодня систему единого госэкзамена. Он проанализировал 500 вопросов из разных вариантов ЕГЭ по биологии и заявляет, что треть из них либо некорректно сформулированы (к примеру, есть такие, на которые наука, в отличие от чиновников от образования, до сих пор не знает точного ответа), либо имеют более одного ответа, либо вообще не содержат ни одного верного ответа! Такие, «безответные», замечает учитель Глаголев, уже угодили в ЕГЭ-фольклор:

«Вопрос: Редкая … долетит до середины Днепра.

Ответ: 1. сволочь, 2. но меткая, 3. старуха-процентщица, 4. птица-тройка»

Особенной критики заслужила третья часть КИМов - часть С, предлагающая школьнику выбрать вариант решения проблемы или даже разрешения научного (как выясняется - псевдонаучного) спора. При этом свои идеи высказывать не моги, потому что это опять же «низ-зя!». И появляются перед бедными мальчиками и девочками на экзаменационных столах в стенах не школы - режимного ППЭ - странные сочинения неведомых дядь и теть. Например, про эвглену зеленую. «Почему, - сурово экзаменуют одиннадцатиклассников авторы теста, - одни ученые относят эвглену к растениям, а другие – к животным? Укажите не менее трех причин».

- К растениям и животным, - грустит кандидат наук Глаголев, - эвглену относят сегодня только школьные методисты и составители ЕГЭ. Причина одна – их невежество.

В общем, подвел итог эксперт, «судьбоносные» баллы выпускных экзаменов отражают действительность лишь отчасти. И поэтому ни работу учителей, ни знания детей этими баллами абсолютно точно оценить невозможно. Вот, к примеру, в той же Сахалинской области в этом учебном году вроде бы аховый результат за, простите, ГИА по математике - 39 процентов девятиклассников получили «неуд». И что теперь? Увольнять горе-учителей? Спрашивать за «двойки» с родителей? Или все дело в никуда не годной «линейке», с помощью которой важные взрослые делают вид, что измеряют школьные знания? И вообще – кому «двойка»?

И прочие «пустяки»

Мальчик полез в петлю. Девочка выпала из окна. При чем тут школа, при чем ЕГЭ? – сердятся работники образования. Семьи, где случились трагедии, предпочитают хранить молчание. Трагедий много, и во многих подростковых смертях ЕГЭ действительно ни при чем. Известно: наша страна Россия последние годы удерживает черный мировой рекорд по количеству детских самоубийств. В мире в среднем – 6-7 случаев на 100 тысяч населения, у нас – 19-20 (в Новоуральске Свердловской области, к примеру, - 32). Ежегодно четыре с половиной тысячи (!) российских детей пытаются свести счеты с жизнью. Треть из них (полторы тысячи!) каждый год уходят от нас навсегда. Сигналы «СОС!» сыплются отовсюду: Москва, Архангельск, Воронеж, Саратов, Ижевск, Тюмень, Амурская, Челябинская, Свердловская области, Татарстан, Тува, Якутия…

Подростковые трагедии запускаются сущими, «по сравнению с мировой революцией», пустяками – ссорой с родителями, друзьями, несчастной любовью. Очередной «пустячок» – сдача ЕГЭ. Известный российский психиатр Михаил Виноградов предупреждает: взрослые, будьте бдительны! Готовность молодых людей к суицидам непредсказуема, но ЕГЭ и прочие «пустяки» - это пусковой механизм самоубийства.

Увы, мы не слышим предупреждений. Нам некогда. Мы очень заняты и все время спешим. Мама девятиклассницы Даши из Южно-Сахалинска трудится из года в год в одном из местных учреждений исполнения наказаний и очень дорожит своей работой. Она сказала мне: «Недоглядела за дочкой. У нее - экзамен, у меня - на работе запарка. Кому предъявлять претензии? Себе…».

Не знаю, кого винит в смерти сына Никиты семья Загуменных из Корсакова. Говорят, мальчик гордился своими родителями. Что ни случится в городе, отец – Андрей Валерьевич Загуменный, начальник службы общественной безопасности, - всегда на линии огня. Когда нынешней весной в Корсакове выбирали градоначальника, полиция не смыкала глаз - страсти кипели, даже искали бомбу в мэрии. Служба под руководством Андрея Загуменного с задачами справилась. «Бомба» рванула там, где не ждали, – в самом тылу, в семье.

- Когда такое случается, мы, взрослые, чувствуем себя абсолютно беспомощными, - сказала мне при встрече уполномоченный по правам ребенка по Сахалинской области Наталья Дарикова.

Все согласны: проблема подростковых суицидов, в том числе ЕГЭ-суицидов, есть. Что с ней делать – неясно. Разве что депутаты Госдумы в своем репертуаре: предлагают создать очередное министерство «по решению проблем».

Что такое «благополучная семья» - тоже вопрос. По статистике, едва ли не половина из подростков-самоубийц проживала в так называемых благополучных семьях. «Видимых причин для суицида не было. Ребенок имел положительную социальную характеристику», - пишут потом следователи в своих протоколах.

Уверена, то же самое будет написано и в одном из материалов уголовного дела по факту гибели выпускника корсаковской школы № 3 Никиты Загуменного.

Такие надписи на асфальте оставляют выпускники каждый год. Никита простился со школой, действительно, навсегда

Такие надписи на асфальте оставляют выпускники каждый год. Никита простился со школой, действительно, навсегда

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Школьников «накручивают» взрослые

Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»:

- С проблемой детских суицидов после выпускных школьных экзаменов столкнулись впервые не в России. В Южной Корее после проведения национального экзамена (аналога нашего ЕГЭ) был всплеск самоубийств подростков. Стали изучать проблему. Выяснилось: дети уходили из жизни в первую очередь из-за завышенных ожиданий взрослых. Семья рассчитывала, что ребенок наберет столько-то баллов и поступит в престижный университет, а баллов удалось набрать поменьше (для страны, рванувшей, по сути, из феодализма в развитой капитализм высшее образование детей является сегодня одним из основных приоритетов у родителей).

Что сделали в Южной Корее? За несколько дней до начала экзаменов по телевидению и в газетах начинается кампания: детей убеждают - со сдачей экзаменов жизнь не заканчивается, никакой трагедии в том, что ты не набрал высоких баллов, нет. При этом в Корее и в голову никому не пришло облегчить саму процедуру сдачи экзаменов, сделать вопросы более легкими.

В России, как утверждают психологи, выпускников «накручивают» перед экзаменом не столько родители, сколько учителя. Они понимают, что по результатам ЕГЭ будут оценивать их квалификацию, их уровень преподавания. Ну не хочется им ударить носом в грязь. Отсюда, кстати, зачастую и желание помочь на экзамене.

Я разговаривал со многими старшеклассниками. Пять лет назад, когда ЕГЭ был внове, он действительно заставлял понервничать. А сейчас подобная форма проверки зданий для ребят с 9-го по 11-й класс привычна и понятна. Школьники говорили мне: «Вот если бы так учителя да мамы с папами не переживали...» Понятно, волнение взрослых передается детям...

Как сбить напряжение? Я уже много раз писал: ЕГЭ не должен быть единственным шансом для молодого человека. А вдруг в день проведения экзамена ребенок простыл? Вдруг перенервничал настолько, что забыл даже элементарное? Почему ЕГЭ можно сдать только один раз в год?! Не сдал - в вуз не поступил! Что мешает проводить проверки знаний чаще? Завалил математику - подготовился и через три месяца или полгода снова пошел сдавать. Что нам нужно - соблюсти старые формальности: мол, родители сдавали выпускные в июне и дети будут также - или получить умных, спокойных, грамотных молодых людей? Давайте организуем несколько волн ЕГЭ в течение учебного года. Тогда ребята будут понимать: на этом экзамене жизнь не заканчивается.