Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+22°
Boom metrics
Общество17 августа 2012 0:46

Пришло время малой авиации

…Левое крыло самолета накренилось почти перпендикулярно к земле, а правое уперлось в висевшее над нами облако
Источник:kp.ru
Аэродром у села Новороссия: сюда приезжают романтики неба

Аэродром у села Новороссия: сюда приезжают романтики неба

Меня вдавило в сиденье, сердце забарабанило гулко и быстро, и сила притяжения неудержимо потянула вниз.

«Сейчас вывалюсь! Эх, надо было хоть парашют надеть, да где там кольцо искать?» - последняя мысль была совсем уж никчемной, потому что от парашюта я наотрез отказалась. В этот момент пилот и инструктор обернулись ко мне с ободряющим вопросом: «Ну как ты там?».

Земля, наконец, заняла положенное ей место далеко внизу, воздушные ямы вроде бы остались позади, и я, собрав в кулак остатки воли, напялила жизнерадостную улыбку и показала им большой палец.

Едва коснувшись шасси аэродрома, наш самолет трижды взмывает в небо – это пилот-ученик – 17-летний Максим – «шлифует» учебное задание по взлету и посадке. Рядом с ним – летчик-инструктор и по совместительству его родной дед Герман Иванович Кузьминов, который передал внуку любовь к небу, а теперь обучает навыкам пилотирования.

Ощущения от полета на маленьком Як-18 абсолютно другие, нежели от полета на большом комфортабельном лайнере. Внизу под нами проплывает чудный зеленый мир – аэродром, крошечные дома, ленты дорог, игрушечные машинки. Наш самолет – легкий, учебно-тренировочный, с прозрачным колпаком сверху, с маленькой кабиной для пилота и штурмана и скамейкой «запасных», на которую меня и усадили. В разное время на этом самолете летали будущие летчики-космонавты Светлана Савицкая и Игорь Волк. Потом списанный аппарат увидел дальневосточник Герман Кузьминов, купил его, отремонтировал и своим ходом пригнал из Подмосковья в Приморский край.

В этот день вместе с парашютистами и пилотом-инструктором я поднималась в небо еще и на небольшом вертолете Ми-2.

Сложно передать ощущение птичьего полета, захватывающей красоты и бездонности неба перед твоими глазами! Очень понимаю тех, кто постоянно приходит и приезжает сюда, чтобы вновь и вновь ощутить ни с чем несравнимую радость полета.

Любовь к небу объединяет

Недалеко от Владивостока у села Новороссия был когда-то военный аэродром. В перестроечные времена он оказался заброшенным, и только в последние годы его снова стали использовать по прямому назначению. Нашлись энтузиасты, которые выкосили бурьян на аэродроме, восстановили взлетно-посадочную полосу, купили самолет, три вертолета, дельта- и паропланы.

Сюда приезжают те, кого манит небо – под руководством опытных инструкторов они учатся парить на дельтаплане, летать на самолете, управлять вертолетом, прыгать с парашютом. Но тормозит развитие хорошего дела невозможность оформить документы на аэродром, за которым энтузиасты ухаживают, как за своим дитем. Удивительное дело – сегодня никто из чиновников не может внести ясность в то, в чьей же собственности находится эта земля.

Сейчас они объединяются в «Дальневосточную федерацию любителей малой авиации, воздухоплавания и парашютизма» – вместе легче решать любую проблему. Один из вдохновителей и организаторов этого объединения – президент ассоциации структур безопасности ДФО Виктор Гутов, в прошлом пилот вертолета.

- Пока кто-то иронизирует, что мечтать не вредно, другой пробьется через любые преграды, но своей цели достигнет, - философски замечает Виктор Владимирович, раскуривая трубку. - Знаю, что идея объединения и развития малой авиации интересна власти, бизнесменам, летчикам, парашютистам, дельтапланеристам, и люди готовы ее реализовывать. Мы пытаемся организовать возможность обучения людей разного возраста, выдачи им свидетельств на пилотирование, как это делается во всем мире.

Нашу идею о создании Дальневосточной федерации поддержали аэроклубы и любители малой авиации Приморья, Хабаровска, Якутии.

Зачем брать в аренду вертолет?

Недавно Виктор Гутов прошел повторный тренировочный курс у инструктора, сейчас сам сидит в кресле пилота и считает, что у малой авиации в России большое будущее. Действительно, почему частная малая авиация широко используется за рубежом и так не развита в России? Для Дальневосточного региона с его обширными территориями этот вопрос особенно актуален.

Виктор Гутов: «У малой авиации – большое будущее!»

Виктор Гутов: «У малой авиации – большое будущее!»

- Малую авиацию должен помочь возродить принятый в прошлом году в России закон об уведомительном порядке полетов, - считает Виктор Гутов. – Можно будет взять в аренду, в собственность планер, самолет или вертолет для бизнеса, туризма и прогулок.

Объективности ради надо сказать, что Виктор Владимирович уже претворил в жизнь кое-какие из своих идей, касающиеся развития малой авиации. Например, холдинг безопасности «Нико-секьюрити», который он возглавляет, использует Ми-2 для обеспечения безопасности удаленных промышленных объектов по всему региону.

А ведь с помощью частной авиации проблема выявления пожаров, наводнений, поиска пропавших людей может быть решена кардинально. Например, контролируя с воздуха строительство и охрану высоковольтной линии от Алдана до Якутска, Виктор Гутов с коллегами неоднократно передавал координаты пожаров в лесоохрану. После этого очаги возгораний были взяты в дислокацию и уничтожены.

Что касается идеи создания санитарной авиации, - сами врачи уверены в необходимости организации такой оперативной структуры. Многие видели за границей рядом с медицинскими центрами вертолетные площадки. Если в других странах на помощь пострадавшим в ДТП даже в самый отдаленный уголок приходит вертолет малой авиации, почему наши люди гибнут, не имея такой возможности?

Как стать счастливым

О том, как быть счастливым, лучше спросить у Германа Кузьминова – известного на Дальнем Востоке летчика, бывшего командиром экипажей Ан-2, Ми-4, Ми-8, затем командиром звена и эскадрильи. Имеет все допуски на вертолеты и самолеты, и летный стаж более полувека.

Ослепительная улыбка, чувство юмора, крепкий загоревший торс – мужчина в расцвете сил! Когда он сообщил, что ему 70 лет, я решила, что он пошутил. Разве что мудрые глаза говорят о том, что этот человек многое пережил в жизни.

17-летний внук Максим – его гордость и надежда. После школы, разумеется, пойдет в летное училище – недаром уже сейчас пилотирует самолет под руководством Германа Ивановича не хуже курсанта-отличника летного училища.

Как считает Виктор Владимирович, люди среднего и старшего поколения, добившиеся в жизни какого-то положения и достатка, должны помочь молодым в том, чтобы их романтические мечты осуществились. Например, тем мальчишкам и девчонкам, кто с детства мечтает о парашютном спорте, дельтапланеризме, о небе и самолетах.

По мнению президента Ассоциации структур безопасности, только такие увлечения настоящим и интересным делом могут вырвать молодежь из рук наркомании и улицы.

- Самые счастливые люди – те, кто занимается любимым делом, - говорит Виктор Гутов. – У каждого человека должна быть мечта, которая помогает ему стремиться вверх, реализовать то, что в нем заложено. И если твоя мечта ограничивается классной машиной и загородным домом – значит, ты ставишь перед собой невысокую планку. Мечта дает тебе силы развиваться и расти, она должна помочь тебе стать счастливым.