Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+15°
Boom metrics
Что происходит
Эксклюзив kp.rukp.ru
28 марта 2024 2:55

Надули десятки семей: полсотни россиян ищут во Владивостоке маму с сыном, притворявшихся примерными автодилерами

Больше 50 покупателей авто со всей России потеряли деньги из-за дилера во Владивостоке
Компания первое время действительно привозила машины, а потом что-то пошло не так...

Компания первое время действительно привозила машины, а потом что-то пошло не так...

Фото: Андрей РЯБЦЕВ. Перейти в Фотобанк КП

Владивосток не случайно называют одной из автомобильных столиц России. Близость к Японии сделала город невероятно популярным для тех, кто хочет недорого купить авто из Страны восходящего солнца. Пусть и подержанные, но все же. Широкий размах бизнеса неизбежно привлек и мошенников. С одним из них, вероятно, столкнулись десятки жителей Иркутска, Южно-Сахалинска, Краснодара и других городов страны, оставшиеся, в итоге, и без машин, и без заплаченных за них денег. Подробности – в материале «Комсомольской правды – Владивосток».

Паром не пришел, автовоза нет, погода мешает…

Сергей С. из Иркутска рассказал историю неудачной покупки японского автомобиля с использованием услуг дилерской компании «ДельтаАвтоТрейд», работавшей в столице Приморья. На другом конце трубки голос повторял: «Я такой не один». У пострадавших уже целое сообщество со всей страны.

Как рассказал мужчина, в мае 2021 года он решил купить подержанную «Тойоту Виш» с пробегом не более 60 тысяч километров. Связался с дилером, который вызвал у него доверие (нашел объявление на сайте, почитал отзывы – вроде все чисто), заключил договор на поставку и перевел деньги – 1105000 рублей. Согласно условиям договора, автомобиль в Иркутск должен был прибыть не позднее 30 сентября того же года.

Однако через некоторые время у дилера начались бесконечные «проблемы» – то паром из Японии не приходил, то автовоз до Иркутска никак не находился, то погода мешала. Между тем в случае нарушения срока поставки компания должна была вернуть все полученные на покупку авто деньги и еще выплатить пеню за каждый день просрочки возврата средств. «КП» ознакомилась с договором.

Тем не менее Сергей подписал дополнительное соглашение, согласно которому срок поставки авто сдвинулся на декабрь 2021 года. Впрочем, и за этот период он машину так и не получил.

После этого мужчина направил «ДельтаАвтоТрейд» досудебную претензию с требованием вернуть деньги. Представитель компании подтвердил ее получение и до конца февраля 2022 года обещал сделать соответствующий платеж.

Копия одного из договоров с пострадавшим.

Копия одного из договоров с пострадавшим.

Фото: КП – Владивосток.

Не дождавшись и этого, Сергей С. обратился в полицию Иркутска с заявлением о мошенничестве и в Первомайский районный суд Владивостока с иском о расторжении договора и возврате денежных средств. В марте 2022 года полиция завела по этому факту уголовное дело. А суд в январе 2023 года признал претензии истца обоснованными, а договор – утратившим силу. И потребовал от ИП Данкова И.В., которая и работала под брендом ДельтаАвтоТрейд, вернуть полученные деньги, пеню, штраф за просрочку и расходы на юридические услуги – всего 1987425 рублей.

Выполнять это постановление предприниматель не поспешила, а когда к ней пришли судебные приставы с исполнительным листом, выяснилось, что «ДельтаАвтоТрейд», как и ИП Данкова И.В., уже закрыта, а сама Данкова объявила себя банкротом, так что и взыскивать с нее нечего.

Единственное, что у женщины официально осталось – небольшой земельный участок. Но обманутые клиенты, которым предпринимательница должна вернуть деньги, стоят только во второй очереди истцов после оставшихся без зарплат сотрудников закрытой фирмы. Поэтому, по словам пострадавших, им пока тоже ничего «не светит».

А сын предпринимательницы Александр, который, собственно, и занимался «работой» с клиентами, исчез из поля зрения правоохранителей и даже объявлен в федеральный розыск. Из-за этого расследование уголовных дел приостановлено. «Нет тела – нет дела», – грустно шутит пострадавший Сергей С.

Со всей страны

А дел, действительно, много. В распоряжении «Комсомолки» оказались копии, как минимум, трех постановлений о заведении уголовных дел по факту обмана клиентов фирмы. Их завели полицейские Владивостока, Южно-Сахалинска, Иркутска. Всего, по словам Сергея С., от действий недобросовестных дилеров пострадало около 50 человек. Общая беда стала общей целью – прижучить нахальную семью дилеров. Большинство пострадавших – с Сахалина. И, вероятно, итоговая сумма неправедно нажитого исчисляется в десятках миллионов рублей.

«Если честно, мы уже не рассчитываем вернуть наши деньги. Но, может быть, наша история научит других покупателей осторожнее подходить к выбору фирм», – говорят люди.

Еще год назад площадки во Владивостоке были переполнены японскими авто.

Еще год назад площадки во Владивостоке были переполнены японскими авто.

Фото: Сергей БАЛАНОВ. Перейти в Фотобанк КП

У Виктории с севера Сахалина ущерб оценили на 630 тысяч рублей. У Анны машину захотели родители. Сама она тоже живет в Южно-Сахалинске, авто маме с папой планировали перегнать в Краснодар. В итоге семья пытается вернуть два миллиона рублей убытков.

«Отзывы были реальными»

Почему так много людей оказались среди жертв? Вероятно, предприниматель какое-то время поддерживал репутацию примерного дилера. Анна рассказала, что первые полгода ее знакомые сообщали, что действительно получали авто. Номер ей подсказал приятель с Тымовского, сопроводил отзывом: «Да-да, все привез». Только родителям Анны ничего не привезли.

«Когда я узнала о целой группе пострадавших, началась паника… Я звоню ему, говорю, у меня ребенок-инвалид, ну как ты можешь?!» – добавляет Анна.

Также «обули», добавляет собеседница, и Зину с Корсакова. Миллион и двести тысяч – за мифический Fielder 2016 года. У нее тоже ребенок-инвалид. Марина, тоже островная жительница, заказала из Японии Nissan Leaf в 2021 году и… безрезультатно его до сих пор ждет.

В общем, всех историй не пересказать: ясно одно, пострадавшим нужна помощь. Известно, что некоторым из них деньги вернули. Это произошло еще до официального банкротства ИП Данкова. Остальным, видимо, придется добиваться справедливости в суде. Но правоохранители, как считают заявители, не стремятся объединять дело в единое производство, «ходят вокруг да около». Еще обиднее от того, что люди не успели получить «японки» перед эмбарго, введенным Страной восходящего солнца. От того еще обиднее: сейчас доставить авто крайне проблематично.

«Созванивались с людьми, которым он привозил. Разговаривали с ними. Узнавали, где живут. Все положительное только рассказывали. Пытался скрыть информацию, что он не отдает людям машины и деньги».

Официального комментария от УМВД – как минимум, регионального – «Комсомолка» пока не получила. Не ответила редакции и вторая сторона конфликта – представители компании-автодилера. «КП» готова выслушать и опубликовать другую точку зрения, впрочем, вряд ли она будет красноречивее слов 50-ти пострадавших и заведенных уголовных дел.

Совет специалиста

К сожалению, о таких случаях «КП» пишет регулярно. В 2022 году, например, продавец «кинул» клиента сразу на четыре машины. А в 2023 году приморец отдал жителю Хабаровска почти три миллиона рублей за несуществующее ТС. Как не попасться на мошенников при выборе авто, рассказал редакции Никита Талицких, генеральный директор ООО «Прим Автодилер»:

«Первый пункт – проверить компанию, ИП или ООО, через сайты проверки контрагентов. «Однодневку» можно определить по изменениям в организации за последний год. Полная смена руководителей за такой небольшой период – прямой маркер недобросовестной компании по поставке авто из-за рубежа.

Второе. Обратите внимание на площадки с отзывами, где размещается компания. Подставные, купленные отзывы можно определить по отсутствию фотографий, маленькой периодичности между публикацией комментариев, по фейковым аккаунтам с большим количеством отзывов. Важно проанализировать объем информации на каждом ресурсе, где представлена организация.

Необходимо проверить активность компании в социальных сетях. Современная компания открыто и активно участвует в медийной жизни, показывает себя и своих специалистов. Нет постов, отзывов – с большой долей вероятности это фирма-однодневка.

Наконец, необходимо запросить не только договор, но и учредительные документы о компании. Изучите все пункты договора поставки, реквизиты платежа. Добросовестный поставщик чаще всего не берет предоплату в полном объеме и тем более не принимает денежные средства на карты физических лиц. Обязательно должны указываться сроки поставки, штрафы за их нарушение, сумма залога, условия, при котором он возвращается. Изучите порядок уплаты таможенных платежей и способ получения автомобиля.

Пятое. Цена ниже рыночной стоимости – частый крючок для привлечения клиентов. Но обычно оказывается, что такого авто уже нет в продаже – есть подороже. Это должно стать тревожным звоночком при выборе поставщика».

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам: vl@phkp.ru или +7 924 000-10-03 (Telegram, WhatsApp).

И не забудьте подписаться в социальных сетях: Telegram; Zen; ВКонтакте, Одноклассники.

При использовании материалов издания ссылка на «КП – Владивосток» обязательна.