Премия Рунета-2020
Дальний Восток
-1°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
17 октября 2023 2:32

От «Дмитрия Донского» до «Адмирала Трибуца»: история службы первого на Дальнем Востоке сухого дока

Сухой док имени Цесаревича Николая во Владивостоке начал работать 126 лет назад
Котлован дока отделяет от воды специальный затвор – батопорт.

Котлован дока отделяет от воды специальный затвор – батопорт.

Фото: Михаил ГОТЕНКО

7 октября 1897 года во Владивостоке, на нынешнем «Дальзаводе», для ремонта кораблей Сибирской флотилии был торжественно открыт сухой док имени Цесаревича Николая.

Док Цесаревича – это огромное гидротехническое сооружение с бетонными стенами, способное и по прошествии 126 лет своего существования принять в ремонт самый большой корабль ТОФ.

Что есть ремонтный док?

С древних времен человек создавал места для ремонта кораблей. Развитие судоходства во второй половине XIX века и радикальные изменения в судостроении – появление цельнометаллических кораблей с паровыми двигателями – явили миру новое изобретение человечества – ремонтные доки. Суда из металла служили дольше деревянных и требовали от владельцев содержать их в надлежащем состоянии. Поэтому требовалось время от времени проводить ремонт подводной части корпуса, винтов и рулей, то есть выполнять работы, которые невозможно сделать на плаву.

Ремонтные доки бывают двух видов – плавучие и сухие. Плавучий док – это судно технического флота, со своей командой и флагом, главное его достоинство – мобильность. Его можно снять с якорей и отбуксировать к новому пункту базирования флота. Но есть у него существенный недостаток – ограничения по габаритам и тоннажу. Плавучий док не может принять в ремонт большие и тяжелые корабли. Для этого существуют сухие доки. Их пробовали строить еще в XVIII веке, но настоящий прорыв произошел только в XIX веке с началом промышленной революции.

Сухой док Цесаревича Николая в процессе строительства 1890-е годы. Фото: из архива исторического музея «Дальзавода»

Сухой док Цесаревича Николая в процессе строительства 1890-е годы. Фото: из архива исторического музея «Дальзавода»

Фото: Предоставлено «КП – Владивосток»

Где же будет военный порт?

После перевода в 1871 году Сибирской военной флотилии из Охотска во Владивосток необходимо было создавать инфраструктуру – коммуникации, склады, пирсы, мастерские и ремонтные доки. Но развитие военно-морской и ремонтной базы тормозило одно обстоятельство – царское правительство никак не могло решить, где же должен быть главный порт тихоокеанского побережья России и стоит ли вообще развивать военный флот на этой далекой окраине державы. Рассматривались варианты о переносе порта в залив Посьет или в бухту Ольги. И пока не приняли непростое решение, развитие Владивостока было парализовано.

Эскадра под желтым флагом

20 июля 1886 года на рейде бухты Золотой Рог жители Владивостока увидели силуэты шести крейсеров с необычными обводами. На их мачтах развевались желтые треугольные флаги с изображением дракона. Это были китайцы. Во Владивосток с дружественным визитом пришла эскадра Бэйянского флота Цинской империи. Едва только они бросили якоря, к их флагману – крейсеру «Динъюань» уже спешил портовый катер с губернским и городским начальством.

По задумке китайцев заход такой мощной эскадры во Владивосток должен был произвести впечатление на российские власти и продемонстрировать военные возможности Цинской империи. Расчет оказался верным.

Крейсер «Дмитрий Донской» в сухом доке Цесаревича Николая 7 октября 1897 года, перед началом церемонии открытия. Фото: из архива исторического музея «Дальзавода»

Крейсер «Дмитрий Донской» в сухом доке Цесаревича Николая 7 октября 1897 года, перед началом церемонии открытия. Фото: из архива исторического музея «Дальзавода»

Фото: Предоставлено «КП – Владивосток»

«Я ехал сюда с намерением все сократить…»

По стечению обстоятельств во Владивостоке в это время находился управляющий Морским министерством вице-адмирал Иван Алексеевич Шестаков. Он прибыл в город с большой свитой на доброфлотовском пароходе «Москва». Именно от него зависело, где разместится главный порт, а значит – как пойдет развитие флота. Он уже проехал по краю в сопровождении генерал-губернатора Корфа, и впечатление у него сложилось неоднозначное.

Визит китайского флота прошел в полном соответствии с военно-морским этикетом конца XIX века. Три дня во Владивостоке по этому случаю шел праздник. Корабли и город иллюминировали, моряки двух стран совместно отметили тезоименитство императрицы Марии Федоровны, салютовали друг другу из корабельных пушек, а на крейсере «Владимир Мономах» глава русского морского ведомства Шестаков дал банкет. На нем пили за здоровье российского и китайского императоров, произносили речи о содружестве двух стран. 25 июля китайская эскадра покинула российские воды.

Количество и качество китайских крейсеров произвели глубокое впечатление на морского министра и полностью развеяли сомнения относительно будущего Владивостока. Тогда он признался Приамурскому генерал-губернатору барону Андрею Николаевичу Корфу: «Я ехал сюда с намерением все морское здесь по возможности сократить. Теперь я пришел к заключению, что нужно не сокращать здесь флот, а напротив, весь активный флот Балтийского моря следует перевести в Тихий океан».

Осмотрев город и окрестности, вице-адмирал Шестаков резюмировал: «Разумнее держаться Владивостока, сблизить его с внутренностью Сибири дорогою и постоянно держать в Китайском море цельную эскадру».

Порт остался во Владивостоке, а вскоре начались его развитие и укрепление Сибирской флотилии. На повестку встал вопрос о строительстве железной дороги и сухого дока на «Дальзаводе», называвшемся тогда Военным портом.

1904 год. Крейсер Сибирской военной флотилии «Громобой» на ремонте в доке Цесаревича Николая после аварии в заливе Посьет. Фото: из архива исторического музея «Дальзавода»

1904 год. Крейсер Сибирской военной флотилии «Громобой» на ремонте в доке Цесаревича Николая после аварии в заливе Посьет. Фото: из архива исторического музея «Дальзавода»

Фото: Предоставлено «КП – Владивосток»

Сухому доку быть!

До постройки сухого дока во Владивостоке ремонт кораблей Сибирской флотилии выполнялся в Японии за немалые для российской казны деньги.

Строительство началось в конце ноября 1890 года в лютые морозы с ветрами. Не хватало рабочих, машин и инструментов. Несмотря на все это, к весне отрыли более пяти тысяч тонн земли. Еще до начала строительства было известно, что Владивосток посетит Цесаревич Николай, путешествующий по миру на крейсере «Память Азова». Произвести закладку будущего дока и назвать его именем Цесаревича распорядился лично Император Александр III.

Док с гордым именем!

Встречали наследника престола во Владивостоке с большой помпой. Мероприятий с его участием было так много, что закладку дока произвели аж на восьмой день его пребывания на приморской земле.

«Ровно в 10.00 изволил прибыть Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич, и приняв почетный караул и ординарцев, направился к павильону, где вслед за тем началась служба. По окончания молебствия, командир порта прочел телеграмму управляющего морским министерством, в коей сообщалось, что Государь Император (Александр III. – Прим. ред.) Высочайше повелеть соизволил провести закладку дока в присутствии Государя Наследника Цесаревича и наименовать док именем Цесаревича Николая», – писал репортер газеты «Владивосток», присутствовавший на этом историческом событии.

Эту весть встретили долго не смолкавшим «Ура!». После прочтения надписи на закладной доске, где были указаны все присутствующие высшие лица, Цесаревич Николай собственноручно положил ее на специальное место и залил раствором. Затем строитель дока закрыл доску особым камнем, по которому Цесаревич три раза ударил молотком.

«Искренно приветствуем совершившуюся закладку дока, громадное значение коего понятно всякому… Пожелаем же от души, чтобы столь энергично начатое дело постройки дока было закончено с полным успехом на пользу нашего доблестного флота», – резюмировала газета «Владивосток» от 19 мая 1891 года.

Сейчас все корпусные работы в доке ведутся с помощью подъемников

Сейчас все корпусные работы в доке ведутся с помощью подъемников

Фото: Михаил ГОТЕНКО

Стройка века

Строили сухой док долго и тяжело, целых семь лет. Почти все работы выполнялись вручную. Песок для него возили с острова Русский, гравий – с мыса Песчаный, гранит добывали на острове Аскольд, а цемент доставляли из Великобритании. С 1892 года началась каменная кладка дна, с 1893 года – бетонная, в 1895 году стали возводить стенки. В этом же году на строительстве побывал адмирал Степан Осипович Макаров, которого заинтересовала единственная судоремонтная база на Тихом океане. Ранее, бывая во Владивостоке проездом в 1872 и в 1887 годах, он высказал ценные пожелания по устройству порта.

Торжественное открытие дока, названного именем Цесаревича, состоялось 7 октября 1897 года. Вокруг него разместили всю свободную от службы команду Сибирского экипажа и почетный караул со знаменем и с хором портовой музыки. Первым кораблем, вошедшим на ремонт, стал крейсер «Дмитрий Донской».

Командир Владивостокского порта контр-адмирал Григорий Павлович Чухнин по окончании постановки корабля рапортовал в Морское министерство: «Крейсер был введен в док в 7 минут, затем затвор был задвинут. К вечеру того же дня крейсер был поставлен на киль. 8 октября крейсер окончательно установлен, а вода откачена».

С открытием первого сухого дока новый механический завод (будущий «Дальзавод) мог осуществлять весь текущий ремонт кораблей Сибирской военной флотилии и Тихоокеанской эскадры.

Сухой док имени Цесаревича Николая действовал с перерывами на ремонт до 1917 года. После революции он пришел в запустение. Восстановили его только в начале 30-х годов, когда на «Дальзаводе» по заданию правительства развернули масштабное строительство подводных лодок для Тихоокеанского флота.

Постановка в док большого противолодочного корабля ТОФ

Постановка в док большого противолодочного корабля ТОФ

Фото: Михаил ГОТЕНКО

Док Цесаревича сегодня

Сухой док и сейчас, по прошествии 126-ти лет, исправно функционирует. Его устройство практически не изменилось с 1897 года. Менялось с течением времени только рабочее оборудование – электросистемы, подача воды. Вместо парового оборудования на насосной станции установили дизельное. Если раньше для очистки и покраски корпуса судна использовались строительные леса, то сегодня эту работу выполняют при помощи специальных машин-подъемников, а любую деталь судна можно поднять с помощью портальных кранов и отремонтировать в цехах завода.

Почетный гражданин Владивостока

Нельзя закончить эту историю, не вернувшись еще раз в 1886 год ради одного удивительного события. Когда вице-адмирал Шестаков принял окончательное решение создать Военный порт во Владивостоке, городская Дума в знак благодарности постановила избрать его первым, со дня основания города, Почетным гражданином Владивостока. Двенадцать депутатов думы и городские чиновники отправились поздравлять новоиспеченного гражданина на крейсер «Владимир Мономах», где в это время находился Шестаков.

«Вы посетили нас и успокоили. Теперь правильное экономическое развитие Владивостока вполне обеспечено», – поблагодарил высокого гостя городской голова Игнатий Маковский.

В советское время эту традицию возобновили. 19 сентября 1972 года первым советским Почетным гражданином Владивостока стал Герой Социалистического Труда бригадир слесарей-корпусников «Дальзавода» Федор Николаевич Шестопалов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Воплощенное в золоте и платине Восточное путешествие Цесаревича Николая

Творение Карла Фаберже, посвященное визиту будущего императора на Дальний Восток, выставлено в музее Владивостока (подробнее)

Путь Святых с Дона во Владивосток длиною в 600 лет: как «Ослябя» и «Пересвет» Америку спасали

«КП» публикует историю кораблей, названных в честь преподобных Святых и героев Куликовской битвы (подробнее)

Стали свидетелем интересного события? Сообщите об этом нашим журналистам: vl@phkp.ru или +7 924 000-10-03 (Telegram, WhatsApp).

И не забудьте подписаться в социальных сетях: Telegram; Zen; ВКонтакте, Одноклассники.

При использовании материалов издания ссылка на «КП – Владивосток» обязательна.